Вот и наступили зимние холода - самое время расщеплять дрова. Вот об этом сегодня и поговорим: то есть о РАСЩЕПЛЕНИИ. Как же «расщеплять» правильно? Ответ не заставит себя долго ждать: ну конечно же, на опоре: положите полено на пень и расщепляйте смело! Осталось только выяснить что же расщеплять еще можно, помимо дров на даче…
К сожалению, как уже говорилось в предыдущих воскресных выпусках (но повторенье - мать ученья!), в термин певческая опора часто вкладываются абсолютно неправильные понятия, такие, как раздуваться, как шар, давить диафрагму, то есть, понятия, связанные с усилием. А любое усилие, как вы уже знаете, провоцирует неконтролируемый (в данном случае - это ключевое слово!) зажим ложных связок.
Кстати, частично преподаватели догадываются об этом, именно по этой причине часто в некоторой вокальной литературе встречается предупреждение о том, что «прямая брюшная мышца довольно коварна и очень мешает вокалисту». Но этой констатацией факта указания обычно и ограничиваются. Никто не удосуживается объяснить ни с чем это связано, ни как же можно «опираться на диафрагму» и не подключать при этом прямую мышцу.
Хотя по сути коварство прямой брюшной мышцы для вокала - факт неопровержимый, ведь эта мышца подключается всегда, когда мы совершаем усилие, и служит по сути именно как помощник при данных действиях. Поднимаем ли мы штангу, пытаемся ли сдвинуть шкаф, готовимся на старте к эстафете или, банально, долго не посещали отхожее место по важным делам и вот решились наконец… - данная мышца сразу активизируется, а заодно и активизирует ложные связки, закрывающие гортань, чтоб не дай Бог во время усилия мы не повредили что-нибудь внутри организма.
Так причем же здесь «расщепление», экстремальный прием всех времен и народов, обозначаемый в России именно этим странным и единственным термином….
К великому сожалению, общеизвестные мифы вокальной педагогики о певческой опоре перекочевали и в экстрим вокал и, в частности, в так называемые эффекты «расщепления».
Это такой же абсурд, как переносить правила классической гармонии в рок-н-ролл или джаз. Их, безусловно, следует знать, и не в извращенном виде. Так, на любом факультете современной музыки студенты в начале обучения учат и правила классической гармонии, но именно для того, чтобы понять в какой степени их можно и нужно нарушать. И потом наступает очередь гармонии джазовой, на которой, собственно, построена вся добротная западная поп музыка.
Точно также экстремальный вокал - это другой альтернативный вокал, когда требуются совершенно другие навыки фонации и часто другой способ выдоха, взаимодействие с другими структурами голосового аппарата и/или другой тип данного взаимодействия (если хотите, то зовите это другим типом опоры). Безусловно, чтобы понять, как же сделать по-другому, сначала надо точно усвоить, каким правилам физики и анатомии подчиняется «чистый» вокал.
Именно по этой причине в предыдущих воскресных выпусках мы набивали вам оскомину «певческой опорой», и именно в силу этого спецэффекты на курсе EVT объясняются только после прохождения первых двух уровней.
Излишне напоминать, что все постулаты о певческой опоре и дыханию писались в те времена, когда человек даже не мог себе представить воспроизведение экстремальных звуков, более того, вокалист подобного жанра мог бы спокойно закончить свою карьеру и жизнь на костре.
А если серьезно, то основы той академической вокальной техники, которая широко практикуется в нашей стране, создавались тогда, когда не была досконально изучена даже чистая фонация. Данные правила формулировались «на глазок» или, точнее сказать «на слушок»: никаких исследований, никаких документальных иллюстраций, ведь даже стробоскоп тогда еще не появился.
Даже Jo Estill, внедрившая в жизнь свой, не имеющий аналогов научный метод более 20 лет назад - не изучала такие звуки. Но уверена, что ответила бы достаточно компетентно на любой из вопросов о «расщеплении», так как отдавала себе отчет о механизме работы структур вокального тракта. Ну а в той части, где встретилась бы с затруднением, наверняка сказала бы «не знаю» и не стала что-то придумывать ради того, чтобы показаться умнее и профессиональнее. Истинный профессионализм как раз заключается в том, чтобы не изобретать велосипед тогда, когда он уже изобретен компетентными людьми, а узнать у них, как он устроен. В случае же, если велосипед до сих пор не изобретен и его строение неизвестно, честно сообщить об этом вопрошающим.
Можно, конечно, воссоздав загадочно-ностальгический взгляд ученого-исследователя поднять глаза в облака и сказать на мастер-классе, что расщепление создается трением надгортанника о мозолистую пятку, но уверяю вас, что рано или поздно правда выйдет наружу, и вам придется прятаться от рассерженных фанатов в темных переулках…
К счастью, последователи Jo Estill не только продолжили ее исследования, но и пошли дальше, как углубив их, так и значительно расширив в новые альтернативные виды вокала и начав изучение новых звуков. Я не случайно сказала «начав», так как исследования по многим видам вокала еще не завершены полностью, о чем мы всегда честно говорим на семинарах. И еще потому, что исследования будут постоянно идти вперед, покуда вокалисты будут изобретать новые звуки и новые приемы. Потому что задача педагога-исследователя - следовать за вокалистом и стараться ему помочь делать то, что он делает, а не бежать впереди него, навязывая ему то, чего он делать не хочет.
Итак, экстрим вокал вообще по своему звукообразованию и типу фонации должен стоять особняком от чистого вокала, так как принципы в нем часто точно противоположные. Не вредные, не «не вокальные», а другие, точно так же, как это и совершенно другой вокал. Он отличается от чистого вокала так же, как, скажем, езда на горных лыжах отличается от езды на сноуборде.
Если в первом случае надо смотреть вперед и стараться наклоняться как можно больше вперед, как будто вы хотите упасть со склона, а иначе лыжи просто убегут вперед вас, и вы разовьете такую скорость, которую просто не сможете контролировать, то на сноуборде надо смотреть четко над плечом, то есть вбок, но при этом наклоняться к склону той частью, которая в данный момент к нему прилегает: front side или back side.
Точно так же и в случае с экстрим вокалом вам понадобится очень хорошее переключение с привычных вам ощущений чистого вокала: раскрытие, свобода, анкеровка на совершенно другие.
При эффектах как раз главную роль играет именно контроль гортани и фильтра (того, что находится над голосовыми связками), так как именно за счет данных структур получается тот или иной эффект.
Все эффекты экстремального вокала делятся на мелодические (с основным тоном) и немелодические (там, где он отсутствует). В первом случае мы слышим мелодию и добавочный эффект: хрип, рык, сип, зажатый стон, во-втором случае- только шумы: хрип, хруст, хрюк, рык и т.п.
Для этого необходимо четкое взаимодействие воздушной струи, то есть вашего выдоха и той структуры или структур, которые создают звук и/или шум.
Такой баланс довольно схематичен: при шумах выдох сдерживается меньше (или «певческая опора» меньше), при комбинации звук + шум - больше. Потому принципы выдоха и контроля будут абсолютно разными даже при создании данных двух групп экстремального вокала.
Вот уж где вы должны «расщепить» ваше сознание….Но поговорим мы об этом подробнее в СЛЕДУЮЩЕМ выпуске.