В этом выпуске мы все еще продолжим разговор о таком глобальном объекте, как ПЕВЧЕСКАЯ ОПОРА.
Напоминаю, что в качестве иллюстрации существующих вокальных мифов и заблуждений привожу в пример высказывания молодого вокалиста (текст в кавычках), практикующего в том числе и экстремальный вокал, и их подробный разбор. Цель данного разбора - исключительно познавательная, воспитание - это все же прерогатива не вокального сайта, а родителей.
«…диафрагма - плоская мышца, занимает большую площадь и объем нежели мышцы грудной клетки. Следовательно, натренировать ее и контролировать - куда реальней нежели вышеупомянутые мышцы грудной клетки. Потому и используют дыхание "от живота", потому как там есть чем его контролировать. В груди удержать воздух элементарно тяжелее чем в «животе» - на диафрагме, потому как, логично, мышц там практически нет, только межреберные, практически не участвующие в дыхании… Вот, что дает диафрагмальное дыхание!»
Диафрагму часто называют мышечно-сухожильной перегородкой, так как именно такова ее структура. Центральная часть (диафрагмальный центр) является именно сухожильным. Но главное, что она относится к группе висцеральных (непроизвольных или гладких) мышц, и в отличие от другой группы скелетных (произвольных) мышц не управляема, то есть ее движения не зависят от желания человека.
Ну или точнее полу управляема. По своему строению диафрагма очень напоминает сердце (выделенное, правда, в отдельную группу). Как известно, увы, во всех смыслах мы не властны над нашим сердцем. Мы не можем ни остановить его, ни запустить заново, ни даже приказать ему полюбить кого-нибудь распрекрасного или же, наоборот, не любить какого-нибудь к…ну мягко говоря, недостойного человека.
Хорошая новость состоит в том, что все же диафрагму можно отнести к полу управляемой мышце, то есть на которую можно воздействовать не непосредственно, а исключительно за счет прилегающих к ней управляемых скелетных мышц.
Так вот контроль или управляемость (неуправляемость) мышц зависит не от их величины, а от их анатомической категории в теле человека.
Скелетные мышцы - наиболее управляемы, так как непосредственно прилегают к суставам и образуют опорно-двигательную систему. Данные мышцы выполняют те движения, которые им позволяет сустав. То есть, мышца, прилегающая к коленному суставу будет сгибать ногу в ту сторону, в которую ей позволяет данный сустав. Кстати, все то же самое относится и к мышцам голосового аппарата, которыми, к счастью, мы также можем управлять.
Если бы все дело было в величине мышц, то мелкие мышцы пальцев рук было бы натренировать сложнее, нежели мышцу сердца, которая значительно больше, и мы бы не умея писать и играть на фортепиано, могли бы отбивать различные ритмы нашим сердцем от reggae до trash metal. Ну, подобно графу Калиостро в фильме «Формула любви»: «Хотите я прикажу ему (сердцу) остановиться? Пустить? Господь с Вами, сударь, пустите!»
Думаю, что все методики по тренировке и управлению диафрагмой, скорей всего, были рассчитаны как раз на графа Калиостро.
Ну а что касается грудной клетки, то, честно говоря, умиляет фраза про незначимость межреберных мышц, «практически не участвующих в дыхании». Неужели природа настолько глупа, чтобы разместить главный дыхательный орган: легкие, в грудной клетке и не снабдить данный аппарат достаточным количеством мышц, обеспечивающих жизненно-необходимый процесс дыхания?
Межреберные внешние мышцы, поднимающие ребра и расширяющие грудную клетку, межреберные внутренние мышцы - опускающие ребра и сужающие грудную клетку, ну и кроме того целый ряд других мышц: большие и малые грудные мышцы, широчайшие мышцы спины, поясничные мышцы…. Кстати, две последние группы мышц наиболее важны для вокалиста, так как помогают регулировать вокальный выдох, то есть именно при помощи них у нас получается хоть как-то влиять на подъем диафрагмы.
А вот брюшные мышцы как раз помогают быстрому подъему диафрагмы, то есть быстрому «выдуванию» воздуха из организма и созданию сильного давления под связками, то есть это совершенно антиопорные мышцы. Попробуйте втянуть пресс и почувствуете, как быстро вы расстанетесь с запасом воздуха. Не надо втягивать?
Хорошо напрягите пресс, выпятите живот, «обопритесь на него» и почувствуйте заодно, как при данном усилии, похожем на натуживание, сразу сжалось все у вас в гортани. Как вы думаете, хорошо это для вокалиста? А знаете почему? Потому что та мышца пресса (прямая брюшная), которую вы подключаете при таком действии официально является мышцей усилия, именно ей мы пользуемся при поднятии тяжестей, при передвижении мебели и во многих других более прозаичных случаях. А усилие, как известно многим читателям сайта «Вокальная механика», провоцирует гортанный зажим.
Так что именно вам выбирать конечную цель: накачивать ли пением «кубики» на животе с получением в бонус мозолей на голосовых связках или же оставить мышцы живота в покое. Не беспокойтесь, работать они будут и без вашего участия, ваша задача - им не помогать!
Более того, движения диафрагмы многие воспринимают в некоем аспекте фантастического фильма. Нет, она не прогибается так глубоко, как вы думаете! Она уплощается всего лишь на 2-3 сантиметра, давит на органы брюшной полости, на большой процент заполненные жидкостью, которые в свою очередь давят на стенку живота, выпячивая его вперед. Из-за этого при слишком глубоком дыхании у вас и создается впечатление, что дышите вы животом.
«…воздух заполняет далеко не весь объем легких, иначе его трудно бы было удержать. Но "опора", а именно диафрагма, мышца эта, дает возможность контролировать расход воздуха и давление на связки. Давление такое, которое связки выдерживают!!!»
Вот в этой фразе практически в первый раз проскочил здравый смысл: чем больше воздуха, тем сложнее его удержать. Так зачем же пытаться втянуть его поглубже, и «использовать дыхание от живота» (как утверждал оппонент ранее), и тем самым создавать такое давление, которого ваши связки точно не выдержат без помощи их закадычных друзей ложных связок?
И все же диафрагма - это не синоним опоры, и контроль воздуха осуществляется не самой данной мышцей, а как мы рассматривали выше - вспомогательными контролируемыми мышцами, воздействующими на подъем диафрагмы.
Надеюсь, за 3 воскресных выпуска завеса таинственности такого засекреченного объекта, как певческая опора, несколько приоткрылась? Надеюсь также, что данные объяснения были достаточно просты и доходчивы.
Помните, что любые объяснения педагога по вокалу должны быть понятны каждому, независимо от номера IQ, гражданства, пола, политической принадлежности, вероисповедания, возраста и сексуальной ориентации.
Никогда не стесняйтесь переспрашивать непонятное, и, если смысл так и остается далек, не вините в этом себя.Так как, как сказал Альберт Энштейн: «Если вы не можете объяснить это своей бабушке, вы сами этого не понимаете».
Исходя из изложенного, можно вывести следующее определение ПЕВЧЕСКОЙ ОПОРЫ - это эффект динамического (то есть активного) взаимодействия между дыхательной системой, гортанью и вокальным трактом, который позволяет вокалисту без усилий и вреда для здоровья производить желаемый, необходимый, нужный ему в данный момент звук.
Иными словами - это такой контроль в целом вашего вокального аппарата, такой баланс системы, который позволяет вам добиваться того, что вы (не дядя Петя или тетя Клава) хотите получить.
Это не статичная величина, то есть не бывает одной опоры на все времена. В зависимости от того, какой звук или прием вы хотите получить, количество или глубина и сила вашего выдоха будут меняться.
И поскольку вокал не создается только одним выдохом - это также постоянное динамическое (то есть меняющееся) взаимодействие со всем тем, что находится выше: голосовые связки и далее, то есть «надставная труба» резонанса.
Вокальная опора - это НЕ определенный тип звука, как бы он ни нравился вашему преподавателю.
Это как контроль того же автомобиля, сноуборда, коня или даже вязальных спиц: если машина, сноуборд или лошадь поворачивают, набирают/сбавляют скорость или даже прыгают по вашему желанию и так, как вы этого хотите (пусть даже другим это не по вкусу), если у вас из-под спиц выходит ровно тот узор, который вы хотели получить, с легкостью, не вкривь и вкось и не теряя петли - то это и есть хорошее управление, равновесие, иными словами, опора или контроль.
И каждый данный контроль получает и чувствует по-разному, именно по этой причине передать свои ощущения и вложить их в другого человека невозможно. Зато возможно навести на них при помощи целенаправленных упражнений на определенные мышцы.
Запомните раз и навсегда!!! Понятие певческой опоры не совместимо с такими глаголами, как: «толкать, жать, давить, тужиться, надуваться, стараться не сдуться».
Потому что, совершая подобные действия, вы воздействуете на диафрагму прямой брюшной мышцей (мышцей усилия), не замедляя, а наоборот убыстряя и без вашей помощи естественный при выдохе подъем диафрагмы. Диафрагма взлетает, создавая сильное давление и ложные связки сжимаются, решив, что пора спасать гортань, да и все дыхательные пути от ваших опасных и неправомерных действий.
Истинное же взаимодействие заключается в умении регулировать выдох, раскрывать гортань и создавать необходимый вокалисту резонанс и/или шумовые эффекты. Для данного комплекса необходимо умение контролировать 12 структур, что тренируется 13 выверенными наукой, действенными и конкретными упражнениями, предлагаемыми на 1 уровне семинаров EVT.