Продолжаем наше увлекательное (надеюсь) путешествие по поиску… нет, не пиратских сокровищ, а ПЕВЧЕСКОЙ ОПОРЫ. Впрочем, это практически одно и то же. Итак, важно понять, что человек состоит из мышц, и именно более крупные внешние мышцы обеспечивают поддержку тем мелким мышцам, что находятся внутри голосового аппарата.
Попробуйте написать что-нибудь, не опираясь при этом локтем о стол. Не получается? Ну тогда усильте давление на пальцы, может и получится, да вот только пальцы, наверняка, заболят, а, возможно, и вовсе на пару дней частично выйдут из строя.
Точно так же происходит и в том случае, когда вы стараетесь добиться «певческой опоры»:
• напрягая пресс, «поддавая» или толкая им звук;
• давя (или опираясь, как говорят) на диафрагму и тем самым усиливая давление воздушного потока на голосовые связки.
В то время, как суть обычного вокала (так как в экстремальных приемах часто не совсем так) состоит именно в том, чтобы по возможности снижать воздушное давление, а для этого необходимо подключать совершенно другие мышцы, которые помогают блокировать восходящее движение диафрагмы.
Все перечисленные выше действия, а также усиление воздушного давления за счет наполнения при вдохе воздухом наподобие шара, в сочетании с последующими попытками удержать его при помощи натуживания - прямой путь к гортанному зажиму.
Вас так учили? Конечно, потому что вокальная педагогика в России не обновляла свою теоретическую научную базу в течение многих лет. И ни кто тогда, в прошлых веках и в начале 20 века (а именно тогда сформировался данный базис), не придавал значения всему тому, что находится сверху, над голосовыми связками вокалиста. Как будто воздушный поток вместе со звуком выходит из человека, как из фена или пылесоса: просто и свободно, не соприкасаясь ни с каким препятствием.
Не удивительно, что итальянский ведущий хирург-фониатр, профессор Franco Fussi сказал, что вокальная наука в России отстала от западной лет на 20.
Но не столь опасно незнание чего-то, чем частичные знания. Так как именно они вдохновляют некоторых на активную образовательную деятельность (иногда довольно агрессивно-воинствующую), в том числе и через интернет, где, как известно, виртуальное пространство, как бумага, все стерпит. Читая постулаты таких полузнаний или получая их из виртуальных уроков на YouTube, в том числе и заграничного происхождения (или вы думаете, что за границей люди сделаны иначе и всегда говорят только то, что знают наверняка?), вы «засоряете» мозг и рискуете обрасти новыми вокальными мифами.
Именно по этой причине я решила детально разобрать один из подобных примеров «агрессивного полузнания» в рамках данной и последующей статьи. Надеюсь, это будет познавательно, так как никаких воспитательных целей не преследую.
Автор высказываний (текст в кавычках) - молодой вокалист, практикующий в том числе и экстремальный вокал. Орфографию пришлось подправить, остальное оставлено в подлиннике.
«…а про вокальную опору я Вам расскажу, пожалуйста! Существует мало известная не поющим и не увлеченным вокалом людям мускулатура, а именно диафрагма, крепится к ребрам, которые не соединяются с грудной клеткой (этим, кстати, и обусловлено определение "не использовать грудь при дыхании во время пения")»
Все же хочется надеяться, что даже не поющие и не увлеченные вокалом люди знают о существовании диафрагмы, так как уроки анатомии в школе пока еще никто не отменял.
Диафрагма является настолько важной дыхательной мышцей, что не будь ее, человек просто бы не выжил. Не смог бы дышать. Если природа наделяет нас каким-то органом, то безусловно, для жизненно-необходимой функции, а не ради заботы о нашем возможном блестящем вокальном будущем.
Грудную клетку образуют грудные позвонки, двенадцать пар ребер и грудная кость. Сама диафрагма разделяет грудную и брюшную полости и крепится одной из своих частей к 8-12 ребрам (а другими частями - к грудине и поясничным позвонкам), потому в ней и различают реберную, грудинную и поясничные части.
Чувствуем мы расширение именно этих ребер, так как они наиболее подвижны в силу своего строения: они крепятся хрящами не к грудине, а к хрящу предыдущего ребра, а два последних и нижних и вовсе передними концами лежат свободно. Но это не означает, что другие верхние ребра не расширяются, просто чувствуем мы это расширение не так сильно в силу того, что каждое из этих ребер крепится к грудине самостоятельно, и соответственно их движение меньше.
Данные сведения давно известны, и их можно прочитать в любом справочнике, рассчитанном даже на человека, несведущего в медицине.
На самом деле диафрагма до сих пор изучается, и о ней можно было бы рассказать довольно много на основании последних современных открытий, в частности, например, о разнообразии ее клеточного строения, которое объясняет многое и для вокала.
Но все же вряд ли в данный момент стоит занимать столько внимания экскурсом в углубленную анатомию. На семинарах EVT, где информация подается вживую и иллюстрируется, мы уделяем этому гораздо больше времени.
Что же касается утверждения про «неиспользование груди во время дыхания», то сказал это точно не ученый-исследователь, а потом, как говорится, молва и подхватила. Более того, данное ультимативное утверждение никогда не иллюстрируется никакими убедительными доказательствами. Не все то, что мы слышим от других, является истиной, точно также, как и то, что видим написанным на заборе.
А вот если вы будете дышать куда-то ниже груди при некоторых приемах, особенно это касается бэлтинга, то они у вас никогда не получатся. И данный факт на семинарах EVT мы конструктивно иллюстрируем и объясняем.
«…диафрагма подобна клапану шприца, "натягивая" легкие, создается вакуум, воздух заполняет легкие.»
Ну, вообще то даже клапан шприца не способен растянуть стенки данного шприца, так что данное сравнение говорит скорее «против», чем «за». Точно так же устроена и дыхательная система. Воздух заполняет человека потому, что для него там, внутри человека, создаются соответствующие условия: то есть отрицательное давление, а именно ниже внешнего, атмосферного. И создается оно за счет образования пространства. Воздух не обладает такой силой, чтобы входить внутрь человека и раздвигать себе пространство «локтями», он не может расширять ребра, он входит, потому что для него там внутри уже все готово.
Вдыхательными и одинаково важными мышцами являются и диафрагма, и внешние межреберные мышцы, которые создают место для вхождения воздуха: диафрагма - по вертикали или продольное, внешние межреберные - по горизонтали или поперечное. То есть данные движения происходят одновременно.
Хотя, к слову, данный процесс имеет чисто анатомическое значение, так как для вокалиста важен именно выдох, а не вдох, ведь именно за счет него происходит фонация.
Кто еще не устал - ждите продолжения дискуссии и окончания данной темы в следующем воскресном выпуске.
А пока, всем приятного воскресенья, и - Боже вас сохрани - не забывайте до обеда дышать диафрагмой, впрочем, как и после него!!!