Заголовок

Незнакомые ощущения - сигнал опасности!

Сегодня хотелось бы вспомнить бытующий в современном вокале некий «взгляд» на тренировку голосовых возможностей, который чаще всего возникает в период, когда вокалисту приходится учиться преодолевать некоторые сложности.

По сути, есть две большие проблемы: первая – достижение ровности тембра по всему диапазону, вторая – выход так называемым «полным голосом» в верхнюю часть своего диапазона.

Первая проблема возникает в период, когда вокалист учится плавно преодолевать сложности переходного порога голоса, опытным это известно. Вторая же проблема относится больше к уже опытному голосу, поскольку многие вокальные стили требуют умения петь верха полным звуком, а не обедненным «тонким» или даже фальцетным.

Подходы к тренингу в обоих случаях в чем-то сходны, однако во многом различны.

Расписывать все в подробностях слишком долго, потому что аспектов у каждой проблемы много… Я хотел затронуть именно одно мнение, один «взгляд».

И звучит это мнение так: «Если побаливает горло (в горле, в связках, в гортани…) после репетиции (урока, выступления…) - ничего страшного. Потом, когда голос привыкнет, все неприятные ощущения уйдут».

Стопроцентно, такое вы все не раз слышали и из youtube роликов, в том числе снятых людьми, которые практикуют экстрим и обучают различным экстремальным приемам.

Бесспорно, такое мнение, такой вывод-предложение основано на определенном опыте самих вокалистов. Возможно, от них оно перекочевало и к педагогам, ведь многие вокалисты одновременно и сами учат. Казалось бы, в чем вопрос? Все уже известно, «не парься», делай, как говорю, и будет тебе счастье…».

И «счастье» бывает, бессмысленно спорить со статистикой! С очевидным…

Но, чтобы достигнуть вершины холма, не обязательно лезть по крутому склону, рискуя сорваться с него… Есть ведь и другой, более безопасный путь. Длиннее? Это для кого как… Если сорваться, то пологий склон покажется единственно правильным, не правда ли?

А сорвать голос, не обращая внимания на болевые ощущения, возникающие в процессе фонации, достаточно не сложно. Вообще, боль – это конкретное предупреждение организма, она просто так не возникает! Ну, пусть пока не боль (не зуб же), потерпеть можно… Но нужно ли?

Болевые или просто «неприятные» ощущения связаны с одним – со структурой, которая носит название «ложные голосовые связки (складки)». Именно они – причина неприятностей. Нечему там болеть, в вокальном тракте. При общем здоровье, конечно, ангина, фарингит и прочие болезни - это болезни. Если их нет, а боль после пения есть – то причина одна!

При этом, как уже не раз отмечалось и в статьях сайта, и здесь, на «маленьком форуме», человек человеку… (нет, не волк))), а просто – рознь…

Вот представьте себе южную девушку, например, которая с детства говорит достаточно громко, умеет кричать, потому что и вся семья умеет. И то, что в нашей российской ментальности мы посчитаем моветоном, для нее таковым не является. Умение с детства производить определенный вид фонации, который не «затыкали» родственники, учителя, постепенно приводит к умению довольно легко уже во взрослом возрасте освоить один из модных и притягательных приемов – бэлтинг. То есть полный голос на верхах.

Совсем небольшому движению научиться-то нужно!

Или обратный пример – всю жизнь затыкали, требовали говорить тише, не кричать… Мышцы, которые долго не работают, атрофируются. Это любой физиолог подтвердит. В результате в 20 лет хочу петь бэлтингом, а при всех советах горло-то болит…

И объясняет ей педагог, как нужно сделать, но почему-то ну ни как не выходит… Вернее, без боли не выходит… Звук-то вроде ничего, как нужно, а внутри же только она сама себя чувствует… А педагог ищет «ключи под фонарем», мол, может опоры нет, силой давани, расслабься… Перебирает варианты… А воз все там же… Ну и рождается: «Все нормально, у всех поначалу побаливает, а потом проходит…». Так проще объяснить то, в чем не разбираешься.

А ведь всего-то и дел – потренировать свой организм на предмет расширения, разведения своих ложных связок. Да, конечно, чтобы круто бэлтить, этого мало. Но без этого бэлтинг будет болезненным (а то и не бэлтинг будет, а хриплые краски примешаются). Да еще и вдобавок, как в часто ротируемом рекламном телевизионном ролике – «подается вместе с изжогой» - заполучИте в довесок узлы или дисфонию…

Не надо верить в то, что в вокале нужно многого достигать через боль. Я имею ввиду боль физическую, а не психологическую (вторая, как раз, неизбежна)). Но зачем «два в одном»?

Без боли нельзя преодолеть стадии не вокальной тренировки, а атлетической. Хочешь, не хочешь, а начал заниматься – терпи две недели болевые ощущения. Но это же совсем другие процессы! И если педагоги (встречался), неким образом проводят параллель – ужас! Метаболизм в «больших» мышцах - совершенно другой процесс! Как факт – нельзя «накачать» мышцы, отвечающие за работу связок. Их можно сделать эластичнее, работоспособнее, крепче. НО НЕ БОЛЬШЕ!

Ни у кого из великих певцов не вырастает из горла горб!

Как раз именно получаемые студентом неприятные или даже болевые ощущения свидетельствуют для педагога о том, что те или иные технические упражнения выполняются не верно…

Ну и в заключение – в нашу страну атлетизм пришел тоже из Америки. Именно знаменитая работа Бена Вейдера стала краеугольным камнем для миллионов россиян, кто занялся проработкой своего тела.

Посмотрите в сторону Estill Voice - ведь, по сути, это тоже «атлетическая» тренировка, но для совсем другой части организма! И боль здесь – отрицательный маячок!

Лучше быть улиткой, вовремя увидевшей кнопку, чем бегуном, наступившим на нее

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика