Сегодня хочу затронуть тему вокальной техники в отношении стиля пения (и стиля музыки).
У нас это обсуждалось, да и есть статьи на «Вокальной механике», но, как говорится, повторение… Ни кому не повредит)))
Есть достаточно простые примеры.
Вряд ли в классической опере будут слушаться пентатонические runs-riffs, не правда ли? Скорее потребуется умение создавать мелизмы – форшлаги, группетто, морденты…
Знаменитое вибрато, вводимое классикой, как неотъемлемая черта хорошего вокала, тоже часто становится моветоном. Ну не слушается рок, если в нем постоянно у вокалиста присутствует вибрато… Не для рока оно…
Пение «фальцетом» - туда же. «Рычание», «скрипение», «кричание»… Словом, масса тех возможностей, которые подвластны вокалисту, но имеют ограниченную область использования.
С другой стороны, «оперный голос» с его характерным звучанием (что у мужчин, что у женщин), тоже оценится слушателем, как «кошмар», если пытаться петь им совершенно другие песни.
И дело тут именно в песнях, в репертуаре.
Если вы хотите максимально точно передать вокал, исполняя какой-либо cover, то необходимо анализировать не только возможности голоса (типа «ноту такую берет»), а и стилевые особенности самой песни.
А КАК ИМЕННО берет ноту? Какой тембр в звуке? Это похоже на оперу? И если нет, а у Вас – похоже, то задуматься нужно в первую очередь о том, как прийти к необходимому тембру звука. Но не только.
Преподаватели учили «тянуть гласную на окончании фразы»? Послушайте оригинал. Это есть? Что, всегда? Отделите «мух от котлет», внимательно слушая исполнение оригинального произведения.
Песня на другом языке? Найдите перевод, вчитайтесь, подумайте, о чем поет оригинальный исполнитель… Мы, русские, эту эмоцию выразили бы иначе? Возможно… Но оригинал есть оригинал, а «кавернуть» необходимо максимально близко к тембру. А как?
Только применив технические возможности голоса. Техника пения – далеко не только «Как научиться миксту» или «Как брать высокие в грудном регистре»… Техника пения – отдельная (и довольно непростая) дисциплина, которая позволяет управлять звуком собственного голоса.
Сегодня вы работаете над одним кавером, а завтра будете работать над другим. И он потребует иных умений, чем первый. Иначе оба превратятся в «спектакль одного актера»… Все будет одинаково. А слушатель ценит разнообразие, хоть и у одного и того же исполнителя. Хотя… Это спорный вопрос…
Тем не менее, факт в том, что лучше уметь владеть своим голосом полностью, чем только какой-то одной конкретной «моделью» его, любимого. Как бы ни была привлекательна эта модель.
Хотя понимаю, что такая постановка вопроса скорее привлечет внимание вокального педагога, чем вокалиста. В конце концов – каждый успешный вокалист отличается именно узнаваемой манерой пения, собственно, и песни пишут для него под необходимую манеру. Значит ли это, что достаточно получить ограниченное владение техническими возможностями? Зачем рифы и «пробежки», если петь буду русские песни?
Вопрос….