Сегодня поговорим о гнусавости, так как злоупотребление этим термином широко распространено в народе, часто несправедливо и, главное, сбивает с толку огромное число вокалистов.Очевидно, что слово «гнусавый» происходит от слова «гнусный», то есть внушающий омерзение, отвращение (толкование по словарю Ожегова).
Это дает огромный простор человеческой фантазии, так как «омерзение» и «отвращение»- чувства субъективно-эстетического характера. То, что омерзительно с точки зрения одного, на взгляд (вкус и слух) другого может быть изумительно и наоборот.
Хотя, не отрицаю, что есть какие-то вещи, в оценке омерзительности которых сходится подавляющая часть населения, оставляя за кадром разве что мнения извращенцев.
Дабы избежать субъективности суждения в любой сфере, всегда следует обращаться к научным источникам, что я и сделала. И покопавшись в медицинской литературе, нашла следующее:
Ринолалия - синдром гнусавости. Гнусавость - изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. (Из медицинского справочника)
Здесь, советую, в первую очередь обратить внимание на фразу «искаженное произношение звуков», так как данный факт действительно неоспорим и является главной и принципиальной характеристикой отличия гнусавости от такого милого термина, как «назализация».
Что касается «нарушения резонаторной функции носовой полости», то тут позволю себе некоторую въедливость и уточню, что правильность данного утверждения зависит от того, что изначально имелось в виду.
Носовой резонатор никогда не усиливает высокие частоты, а наоборот их гасит ввиду своего внутреннего строения: носовые пазухи выстланы мягкими тканями и ресничками, функционирующими наподобие изоляционного материала.
Так что, если утверждение сделано с осознанием данного факта, - то да, действительно, даже тот бедный носовой приглушенный резонанс становится еще хуже, так как помимо мягких тканей встречает такие дополнительные препятствия, как, пардон, сопли или полипы, и звук при этом как бы застревает в носу, не получая выхода наружу.
Если же речь идет о том, что при гнусавости «убивается» прекрасный резонанс носовых пазух - то нет, это ошибка. Верно будет сказать, что попадание звука даже в свободный от всяких препятствий нос, уже несколько снижает эффект лучшего резонанса во рту и/или эффект twang, возникающий и вовсе гораздо ниже. Потому в данном случае фраза должна бы звучать так: «нарушением резонаторной функции» и баста.
Гнусавость следует отличать от назализации, проще говоря, разговора или пения немного в нос. Ведь мало кому приходит в голову назвать французов с их назализированным произношением гнусавыми? Ну разве что злословящим на лавочке у подъезда бабушкам-сплетницам…
Действительно, каковы бы ни были наши вкусы, следует принять тот факт, что эти термины с научной точки зрения не являются синонимами. Их главное отличие заключается именно в той фразе, на которой я заострила ваше внимание выше: «искаженное произношение звуков».
При гнусавости такое искажение происходит: и гласные и согласные звуки звучат так, как будто вы поете, зажав нос и меняют свое оригинальное произношение, например, «м» звучит как «б», «д» как «т», «н» как «д», а гласные превращаются в какой-то неопределенный гудеж в носоглотке.
При назализации искажения нет: согласные звуки никак не меняются, а гласные просто звучат немного в нос.
Напомню, что гласные звуки образуются в голосовых связках, согласные же формируются во рту, данный факт надо учитывать. По этой причине искажение связано не просто с попаданием звука в нос, а с наличием в нем препятствия. Такими препятствиями могут быть: полипы, аденоиды, просто заложенный нос, а также различные дефекты небной перегородки, как например «волчья пасть».
Кроме того, такие препятствия часто создаем мы сами. Так, в сочетании с назализацией слишком опущенная гортань, низкий и заваленный назад язык, привычка сжимать ноздри создают дополнительный барьер.
И тогда действительно происходит искажение дикции с разными градациями: от частично искажаемых звуков до полной невнятности.
Именно поэтому умение контролировать каждую структуру вокального аппарата по-отдельности, чему учит только и исключительно метод Estill Voice Training, помогает не только создать качественную назализацию, но часто и устранить гнусавость, а также помочь вокалисту даже в тех случаях, когда у него заложен нос, а петь все равно надо.
Но об этом мы поговорим в ПРОДОЛЖЕНИИ статьи в следующем воскресном выпуске.