Заголовок

Еще раз о vocal fry (или штробасе)

Мало найдется современных вокалистов, которые бы не знали, что такое vocal fry. Причем подавляющее их большинство уверены, что абсолютно точно понимают механизм его создания и в 99% случаев ошибаются. Остальное меньшинство просто никогда не задумывалось над тем, что же создает данный скрип или «жареный» звук.

По этой причине в группе нередко возникают не менее «жареные» дискуссии на тему его пользы, роли в создании лучшего смыкания голосовых связок и даже в легкости взятия высоких нот.

«Благодарить» за это, увы, снова приходится сетевые уроки вокала на YouTube, в которых неизменно и многократно дублируются и цитируются упражнения по «улучшению смыкания» голосовых связок при подъеме на высокие ноты, предлагаемые вокальной троицей Риггс-Мэннинг-Немитц.

Для начала проясним, а для тех, кто уже знает- повторим (мать ученья, все-таки) механизм создания vocal fry.

Vocal fry- это нерегулярная вибрация расслабленных голосовых связок, при которой вокальная мышца, а также покрывающие ее слои голосовых связок находятся в абсолютно расслабленном мягком состоянии. Будучи расслабленной вокальная мышца несколько сокращена, что создает у многих иллюзию плотности смыкания голосовых связок.

Но именно работа вокальной мышцы отвечает за плотность смыкания. Если данная мышца расслаблена, то есть не работает, то каким образом смыкание может быть плотным? Голосовые связки скорей напоминают две медузы, которые иногда толкаются боками, когда полными, когда не очень, тогда, когда им заблагорассудится.

Представьте спортсмена-атлета. Сможет ли он бежать расслабленными ногами? Это не только невозможно, но и опасно, так как обязательно нагрузит суставы или связки ног, или другие их мышцы, приведя к спортивной травме. То же самое относится и к голосовым связкам, именно по этой причине перед пением мы делаем упражнения на разогрев голоса, то есть на разогрев и тонизирование вокальных мышц.

Более того, расслаблена и не активна и другая мышца, отвечающая за удлинение и утончение голосовых связок, выполняющая главную роль в подъеме на высокие ноты, то есть позволяющая изменять высоту тона. Может ли одна и та же мышца одновременно растягивать и быть расслабленной, как вы думаете? Скорей, это что-то из серии: «Стой там-иди сюда!»

Ну и наконец, для создания музыкального звука необходима регулярная вибрация голосовых связок, то есть голосовые связки, вибрирующие с определенной частотой Гц в секунду: 220 (ля малой октавы), 330 (ми первой октавы) и т.д.

В случае vocal fry - это скорей не вибрация, а пульсация, говоря простым языком, «вибрация через пень колоду», которая тона звука не создает. Это факт доказанный и продемонстрированный, в том числе и на видео семинаров EVT.

Таким образом, vocal fry не совместим с мелодическим звуком и если вы своими ушами слышите призвук fry на какой-то ноте, то со всей ответственностью заявляю вам, что это НЕ он! То есть звук похож, но физиология совершенно другая. Именно поэтому vocal fry часто путают с вокальным зажимом, то есть участием в звуке ложных связок или драйвом, что используется, как прием, в современной музыке, но не может считаться дидактикой, то есть способствовать обучению чему-то… К сожалению, ощущения обманчивы, а уж слуховые и подавно.

А как же Мэннинг, скажете вы? Да никак. Сет Риггс создал действенный метод Speech Level Singing (SLS), который позволил наконец многим вокалистам сойти с рельсов «академ-основа всему»- честь и хвала ему за это! Мэннинг и Немитц внесли свою лепту и развили данный метод, позволив себе пойти дальше Риггса, заговорив, наконец, и о бэлтинге, пусть и все также инстинктивно… Но ни один из данных вокальных тренеров не обладает научными знаниями о физиологии голоса, а создали и развили метод на основании собственной вокальной и педагогической практики. Помните видео нашего мастера CCI EVT об отличии научного метода от холистического (https://youtu.be/jqk3n09NgS8)?

Потому в SLS есть немало хороших и полезных упражнений (если не читать и не слушать объяснений к ним), равно как и довольно бесполезных и даже вредных, так как все они были созданы по наитию, то есть в соответствии с личными ощущениями и субъективным впечатлением, что это кому-то помогло.

Vocal fry возможно использовать на атаках звука, например, начав беззвучно со скрипа и выйдя на чистую ноту уже без него. Но и здесь надо отличать fry от зажима. Так, при fry не должно быть никакого ощущения сжатия в горле, если же при производстве скрипа у вас присутствует хоть малейшее ощущение сжатия (часто связанное с мимолётной задержкой дыхания)- то это уже не fry, а drive-атака, то есть создаваемая при помощи зажима.

Она имеет право на существование, как приём, которому обучают тех, у кого уже есть контроль зажима. Практикующие же самостоятельно такой вид атаки, по сути отрабатывают зажим и получают стойкую привычку сжимать каждый раз перед взятием сложной ноты. Очень вредная привычка, от которой потом очень непросто избавиться.

Так как для создания vocal fry действительно задействуется мало воздуха, на этом принципе вокальная троица Риггс-Мэннинг-Немитц и построила обучение по снижению воздушного потока на высоких нотах. Сам принцип снижения давления воздуха правилен, но вот путь его достижения нет, по 2-м причинам:

Во-первых, даже если б было и возможно сделать действительно fry-атаку перед высокой нотой, то это привязывает вас к определённой зависимости: хочешь взять ноту- сделай fry. Это равносильно тому, что хочешь поднять ногу, обязательно подними руку. Для снижения воздушного потока существуют другие упражнения, не привязанные к каким-то другим действиям, делающим вас зависимыми от частей вокального аппарата, с данным потоком не связанными.

Во-вторых, сделать fry-атаку становится тем сложнее, чем выше нота. Так как для высокой ноты голосовые мышцы надо готовить точно также, как спортсмен их готовит к тому же бегу. Представьте, что вы стоите на старте (низком или высоком) перед забегом. Ваши мышцы расслаблены? Нет. В противном случае, стартанув, вы резко тонизируете мышцы ног и скорей всего получите или растяжение связок, или (не приведи Господи) разрыв мышцы.

Потому если кто и выходит с fry-атаки на высокую ноту без зажима, то не благодаря приему fry, а вопреки ему, так как обладает отличным контролем массы голосовых связок и контролем ложных связок, и между fry-атакой и собственно звучанием ноты умудряется сделать ещё некоторые неуловимые и очень быстрые действия. Но это уже не ученик, а профессионал!

По этой причине fry-атаки нельзя считать учебными или дидактическими, а следует относить это к вокальным специальным приемам.

Ну а действительно снижению давления воздушного потока прекрасно помогают самые гениальные (на мой взгляд) из всего курса первые четыре упражнения метода SLS: на lip rolls tongue thrills. Если вы набираете много воздуха и толкаете его, то данные упражнения у вас просто не получатся.

Резюмируя выше изложенное делаем выводы:
• Vocal fry не способствует снижению воздушного потока, а скорей является его следствием, не будем путать причину и следствие.
• Vocal fry не способен как-то влиять на плотность смыкания голосовых связок.

Потому не пытайтесь создать vocal fry на звуке и тем более на высоких нотах, если не хотите, чтобы ваши голосовые связки действительно стали жареными...

А вот на что действительно способен vocal fry, и что составляет его дидактическую роль- это функция расслабления голосовых связок. С данного расслабления полезно начинать вокальные занятия и заканчивать их.

Хотите знать больше: научиться смыкать-размыкать связки лучше, выходить с fry и drive на разные ноты, не зажимать, брать высокие ноты разными приемами и многому другому? Приходите в EVT!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика