Продолжим разговор про столь важный, певческий и не только, аппарат- рот и челюсть. Его свобода не только улучшит качество вашего вокала, но и качество жизни в целом: достаточно перефразировать ответ боксера из известного анекдота: «А еще я в него ем!». Вряд ли неестественные упражнения с челюстью позволят вам наслаждаться приемом пищи, не говоря уже о вокале…
Итак, челюсть свободна, прежде всего, когда она находится в удобном для вокалиста положении для той или иной высоты ноты и в соответствии с той или иной вокальностью (желаемым тембром). Так, сильное опускание челюсти способствует занижению гортани, и как следствие, потере певческой форманты. Это то, что происходит при зевке.
Самый распространенный учебный прием для опускания челюсти - это положить пальцы возле ушей и открыть рот так, чтобы пальцы провалились в ямочки. Но данный прием предназначен исключительно для оперных вокалистов, да и то далеко не все они так широко открывают рот.
Так в одной статье, кстати больше ориентированной на оперу, удалось обнаружить довольно трезвые мысли: «Две замечательные певицы - Renata Scotto и Mirella Freni открывали рот по-разному. Scotto пела всегда больше на улыбке, оттягивая уголки рта в стороны. Freni открывала рот вертикально. В интервью Freni говорила, что, если бы она открывала рот так, как Scotto, у нее ничего бы не получилось».
К счастью обе эти знаменитые певицы могли позволить себе не слушать устоявшиеся вокальные постулаты, а делать так, как им удобно.
В той же статье содержится и еще одно интересное наблюдение: «Высоким сопрано часто удобнее открывать рот на улыбке, чтобы звук был более головной, сконцентрированный в маске» (с сайта Опера и вокал: Как открывать рот. Форма рта при пении.)
Переводя последнюю часть данного предложения на более «приземленный» язык, можно сказать, что совершенно справедливо замечено, что для создания певческой форманты вокалисту, поющему высокие ноты, более удобно не отваливать челюсть до пупа.
Думаю, с открытием рта немного разобрались. Но не стоит забывать, что помимо опускания вниз, челюсть может совершать и другие движения: находиться в положении естественного прикуса, задвигаться назад и выдвигаться вперед.
Справедливости ради стоит добавить, что в силу индивидуального строения черепа два последних положения челюсти могут быть для кого-то естественным прикусом. Есть люди с несколько вдавленной назад челюстью (Лепс, например) и наоборот с выдающейся вперед (Rihanna и ряд других афроамериканских вокалистов).
Все эти движения позволяет совершать височно-нижнечелюстной сустав, естественно, в ограниченных пределах. Об этом никогда не надо забывать, равно как и о том, что людям с разным физиологическим строением те или иные движения будут даваться легче или сложней, а также будут более явными или менее заметными для стороннего наблюдателя.
Вокалисты во всю пользуются данными движениями и, уверена, что практически все вы их замечали. Вопросы о том, почему эта вокалистка выдвинула челюсть, или потрясла ей, почему тот вокалист «утопил вглубь подбородок» и т.п. постоянно задают в группе.
А теперь вспомните о том, сколько раз вокальный педагог запрещал вам делать такие вещи. Особенно частым является табу на выдвижение нижней челюсти вперед. Данное действо, если и не вызовет гнев сверхъестественных сил природы или усопших предков, то неминуемо наложит на вас проклятие на экзамене по вокалу, так как стойкий вокальный постулат гласит, что выдвинутая челюсть зажимает голос.
Но ведь и тут нужно учитывать фактор удобства данного движения для вокалиста. Если на данной ноте и для создания определенного эффекта кто-то непринужденно и свободно выдвинул челюсть вперед и получил при этом желаемый достойный звук или эффект, то почему бы уважаемому жюри просто не закрыть глаза и не сделать вид, что они ничего не видели?
«Вокалист должен забыть, что у него есть нижняя челюсть. Нижняя челюсть участвует в вокале только ради дикции», - пишет автор одного из вокальных сайтов.
Ну, во-первых, вокалист вообще не должен забывать о том, что у него что-то есть, будь то челюсть или другая часть вокального аппарата. Забыть означает полностью отключить внимание от данной части, а значит потерять контроль над ней. Почему-то спортсмену никогда не говорят, что ему нужно забыть о том, что у него есть руки, ноги, и даже мозги.
Во-вторых, в дикции главную роль выполняет совсем не челюсть, а язык, недаром главное тренировочное упражнение на дикцию, скороговорку, рекомендуется выполнять с неподвижной челюстью, и как факт, скорость и четкость при этом возрастают.
Кроме того, если челюсть нужна вокалисту для дикции, то и вовсе возникает противоречие: с одной стороны, ее рекомендуют опустить вниз до предела и там и забыть, с другой стороны она как-то должна участвовать в дикции… Возможно, еще и по этой причине нам редко удается понять то, о чем поют некоторые оперные исполнители.
Ну и в-третьих, пожалуй, все же основным назначением челюсти является создание резонанса. А иначе академистам бы не советовали ее опускать и задвигать назад, а народникам петь на улыбке. Ну и как было замечено выше, сопрано не создавали бы улыбкой «сконцентрированный в маске головной звук».
И, наконец, некоторые вокалисты (Ella Fitzgerald, Whitney Houston, Stevie Wonder и многие другие) пользовались и продолжают пользоваться нижней челюстью в совсем уж крамольных целях: для создания искусственного вибрато.
Таким образом, следует запомнить, что:
1. Челюсть может принимать в вокале 4 положения и все они имеют право на существование.
2. Достаточно научиться сочетать расслабление челюсти, языка и губ с необходимым вокалисту тонусом некоторых лицевых мышц головы и мышц шеи, и проблем с тем, как открыть рот не будет.
Вокал - это всегда баланс активации и расслабления, собственно, как и любая другая физическая деятельность. Просто в вокале это несколько сложнее, так как рабочие мышцы более мелкие.
На семинарах EVT мы обучаем приемам, позволяющим почувствовать эти мелкие мышцы, натренировать и сделать их контролируемыми точно также, как на занятиях по фитнесу вас учат тренировать и контролировать крупные мышцы вашего тела.