Заголовок

А рот обязательно широко открывать? (Начало)

«Как следует открывать рот в вокале?», - спрашивает огромное количество студентов-вокалистов у не менее огромного количества вокальных педагогов.

Не знаю, как вас, а меня всегда очень веселил данный вопрос. Просто открытие рта, поднятие ноги, руки, ковыряние в носу (хоть это и неприлично) и многое другое образует перечень естественных действий человека.И вне зависимости от того, совершаем ли мы эти действия в бытовой жизни или же для выполнения какой-то профессиональной деятельности, мы всегда стараемся делать это естественно и удобно.

То есть человек, бегущий за автобусом, и спортсмен, бегущий марафон, совершают ногами одни и те же движения. Разницу составляют совершенно другие показатели: скорость (зависящая, кстати, как от тренированности мышц его ног, так и от общей массы тела), выносливость, расстояние, последствия: как будет чувствовать себя бегун после пробежки.

Да и если актеру надо поковырять в носу на сцене, то вряд ли он засунет в него палец по самый локоть, если не делает этого в обыденной жизни.

Таким образом, можно сказать, что понятие свободы неизменно ассоциируется у человека с понятием удобства. То есть когда нам удобно, то с большей вероятностью мы проделаем данное действие свободно.

Кстати, этот принцип положен и в основу метода Estill Voice Training, вводные упражнения которого построены целиком и полностью на имитации тех действий, которые всем приходилось совершать в реальной жизни.

Но традиционные вокальные школы почему-то придерживаются иных взглядов, то ли относя вокал к абсолютно аномальной человеческой активности, то ли считая, что за столь приятное времяпровождение исполнитель должен расплачиваться физическими страданиями.

«Открывать рот нужно, как можно шире, чтоб освободить челюсть», - говорят они, - «особенно на высоких нотах». Почему-то свободная челюсть ассоциируется у педагогов исключительно с опущенной. Попробуйте сильно опустить челюсть вниз и скажите удобно ли вам такое ее положение, и чувствуете ли вы ее свободу.

Допускаю, что мнения разделятся, так как у всех разное строение челюсти: есть люди со слегка впалой челюстью, есть со слегка выдвинутой, не говоря уже о наших привычках, выработанных годами, с которыми мы живем и которые нам удобны.

«Не бойтесь, что это непривычно, это только сначала», - говорит одна из преподавателей во время видео-урока на YouTube, и далее продолжает: «Открывать рот широко - это правильно». Поэтому вокалисту предлагается делать это постоянно, чтобы со временем мышцы челюсти растянулись…

Следует помнить важный принцип анатомии: мышцы могут делать только то, что им позволяет сустав. Мы не можем, например, согнуть ногу вперед так, чтоб колено ушло назад, так как коленный сустав (если он здоровый) нам этого не позволит, какие бы тренированные мышцы у нас ни были.

Так вот в основе сустава челюсти (височно-нижнечелюстного) лежат три связки, главная роль которых заключается в том, чтобы как раз определять крайние границы движения челюсти. То есть данные движения могут быть совершены только в пределах функциональных ограничений крепления мышц. И поэтому, как сказано в медицинском справочнике: «Попытка увеличения степени свободы вызывает болевые ощущения и, таким образом, указанные границы редко достигаются при нормальной функции сустава».

Тогда ради чего вокалист должен тянуть изо всех сил челюсть вниз, рискуя свернуть или заблокировать ее? Открывать рот широко - правильно, но правильно для чего? Для какого типа вокала, какого тембра?

«Когда громкий звук, высокий звук, рот надо открывать широко», - нахожу ответ все у того же педагога, правда при этом она же добавляет: «Если вы пытаетесь открыть рот с силой, значит челюсть зажата, такого быть не должно».

Что ж, как правило, что-то зажимается в теле человека именно в том случае, когда ему неудобно. Так вот, если вокалисту удобно (что вполне естественно и научно объяснимо) на высоких нотах и при некоторых вокальностях как раз не открывать рот так, как будто он хочет проглотить арбуз, то вполне вероятно, что его челюсть будет свободна именно в таком положении и более того, не только челюсть, но и язык, и глотка, и гортань, и, соответственно, фонация в целом. Получается, что вокалисту удобно так, но он должен насиловать свою челюсть только потому, что так говорит педагог?

Да и другие источники вторят несокрушимому постулату: «…следите за тем, чтобы рот раскрывался как можно шире, и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!» (из интернет-статьи «Проблемы с голосом: устранение голосовых зажимов»).

Ну что ж попробуйте… Например, крикните «Эй!», опустив челюсть до предела, то есть раскрыв рот, как можно больше. А потом повторите свой призывный клич, но уже с удобным для вас положением рта, то есть так, как если бы вы это сделали спонтанно, окликнув знакомого из окна. И послушайте сами, в каком случае ваш голос будет звучать громче и свободнее.

Не забывайте, что испокон веков в любой науке (а вокал - это не только искусство, но и наука, так как подчиняется определенным правилам акустики и анатомии) основным действенным средством был эксперимент. Так что прежде чем верить на слово педагогу, статье, коллеге-вокалисту и мучить свою челюсть (которая вам еще и для приема пищи пригодится) или какую-либо другую часть вашего тела - не бойтесь экспериментировать, то есть пробовать так ли это на самом деле.

Но, несмотря на то, что рот, и, в частности, челюсть, являются небольшой деталью нашего драгоценного тела, они имеют очень важное значениеи говорить о них можно долго. Потому продолжим в следующем выпуске.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика