«Петь нужно на гласных звуках», «Вокализация- это пение на гласных звуках», «Образование гласных звуков происходит при непрерывном потоке звуковых волн. Все это говорит о том, что гласные являются основой пения» (цитаты из Интернета). Поток данных цитат, выбранных на скорую руку из Интернета, можно продолжать бесконечно, да большинство из вас и сами наверняка слышали эту аксиому от своих преподавателей по вокалу.
Именно поэтому в сегодняшнем выпуске мы поговорим о СОГЛАСНЫХ звуках!
Мне когда-то довелось проходить и проводить практику музыкальных занятий в детском саду, потому могу вас заверить, что данный постулат о пении на гласных начинает вбиваться в головы поющих российских граждан с самого, что ни на есть, инфантильного возраста.
Начинается все с «ААЁ-ЕИ, ААЁ-УИ, У-У-У, Я ЕУ А У» в младшей группе, поющей по указанию музыкального работника на чем-то сродни уэльскому диалекту известную детскую песенку «Самолет летит, самолет гудит, у-у-у-у, я лечу в Москву».
А заканчивается оперным театром, где слушатели вынуждены во время спектакля углубленно вчитываться в либретто (мне кажется, к ним, как к CD-дискам, давно уже пора сделать вкладыш с текстами всех арий), дабы понять, о чем вообще речь идет.
Естественно, спорить с тем, что пение происходит благодаря гласным звукам глупо и бессмысленно, так как согласно всем известным истинам «гласные звуки зарождаются в гортани, а именно в голосовых связках, благодаря прохождению через них воздуха, создающего вибрацию». А формирование согласных звуков происходит иначе, они образуются в ротовой полости. Органы ротовой полости (язык, мягкое небо, губы) создают препятствия потоку дыхания и звуковым волнам, образуя шумы, которые мы и называем согласными звуками.
Но вот именно тут, как говорится, «собака и порылась».
Конечно, проще всего интерпретировать согласный звук, как коварное и несправедливое препятствие, посланное вокалисту неизвестно за какие грехи, которое всеми силами надо избегать, а именно стараться проскочить его незаметно и без вреда для фонации, получив нетленное «ААЁ-ЕИ»…
Однако не все то препятствие, что лежит на дороге к цели. Иногда это может оказаться необходимой точкой опоры, стартовой чертой или отправным пунктом.
Попробуйте подпрыгнуть, когда у вас под ногами болото вместо твердой почвы, прыгнуть с трамплина, который качается из стороны в сторону или с вышки в воду, по которой у вас скользят ноги. Вряд ли ваш прыжок выйдет удачным. Тем не менее, никому и в голову не приходит обойтись без трамплина или вышки, когда они необходимы для данного вида спортивной активности. Они обязательно сослужат хорошую службу и будут в помощь, при условии их исправного состояния.
Задумайтесь, почему англоязычные вокалисты поют так хорошо, ну по крайней мере, большинство из них нам нравится. К слову, огромное количество ИХ актеров, ранее не учившихся петь, достаточно быстро осваивают вокал и умудряются довольно на уровне спеть в фильмах саундтреки: Nicole Kidman, Evan McGregor, Pierce Brosnan, Meryl Streep, Amanda Seyfield и многие другие. Да и в простых американских (а также итальянских) семьях спеть на уровне простенькую песню в состоянии чуть ли не каждый член семьи.
«Природный twang», - сразу ответят наши начитанные участники. Да, но не только, как говорится, не твэнгом единым…Хотя в чем-то он, помимо своих вокальных функций, помогает и правильному формированию согласных.
Дело в том, что в иностранных языках учат ценить согласные, как в разговоре, так и в вокале. Нам же с детства внушают, что русский язык не музыкальный, что в нем и так полно согласных, создающих сплошные проблемы и ТАК мало гласных (между прочим, больше, чем в других языках).
Так, в Royal Academy of Arts в Лондоне, мастер EVT CCI Anne-Marie Speed проводит целый курс по произношению согласных в вокале, которые считает фундаментальными. Об этом же ранее много говорила и создательница метода Jo Estill: сохранились даже ее вокальные примеры, где она нарочито произносит согласные, обращая на них внимание слушателей семинара.
Часто неправильно сформированный согласный звук может полностью загубить последующий высокий гласный звук. Захотите вы спеть бэлтингом какой-нибудь эффектный пассаж, а согласный возьмет, да подложит вам подножку и последующий гласный выйдет чем-то средним между кряканьем утки и предсмертным криком подавившейся рыбой чайки. Впрочем, если вы попробуете проскочить неудобный согласный звук и спеть только гласный, то эффект вряд ли будет лучше, да и слушателю придется гадать, о чем бэлтите…
Если мысленно поделить голову на две половины: переднюю и заднюю, то в передней вы обнаружите все согласные, а в задней- вибрирующие голосовые связки. Поскольку, как вы помните, согласные не вызывают вибрацию голосовых связок, они должны произноситься во рту, ясно, четко и при этом без напряжения. Напряжение создаст излишнее давление и загубит последующий гласный звук.
Для этого необходимо интонировать согласный звук на высоте той ноты, которую вы поете или в соответствии с той высотой гортани, которая необходима для данной ноты. Например, академические вокалисты часто оставляют согласные звуки где-то там, в бездонных глубинах гортани. Это является самой распространенной ошибкой.
Существует ряд упражнений, помогающих вокалисту подружиться с согласными. Это и конкретные рекомендации по работе с ними в отдельных вокальностях, и общие приемы работы над песней и ее сложными частями, помогающие выделить, выявить и «освободить» все согласные звуки. Данные упражнения даются на наших семинарах Estill Voice Training уже на первых уровнях и закрепляются на спецкурсе.
Приходите в EVT и согласные перестанут быть вашим препятствием!