Заголовок

Суть того, что называют «маской»

Маска… Как много в этом слове для грёз поющего слилось… Но если в ней «отозвалОсь»…

Прошу простить за то, что достаточно «коряво» перефразировал слова великого поэта))) Хотя, по сути, такой термин, как «маска», пришедший из глубин времени, до сих пор употребим настолько, что кажется, что мы все ходим в кринолинах и лосинах…

Что за ним стоит? Ответ простой – верно выстроенный резонанс. Нет смысла подвергать сомнению сам термин – маска. Он вполне естественный, и то, что имеется ввиду, происходит с любым вокалистом, который смог выстроить свой голос должным образом.

А что имеется ввиду? Ощущения… Классическая техника вокала другими понятиями практически не оперирует, возводя на пьедестал исключительно те или иные ощущения.

В данном случае – ощущения «вибрации», иногда пишут – «зуда», в общем, какие-то ощущения, которые появляются в момент получения поющим эффекта «маски». Ну, поскольку ощущения мы получаем через нервы, можно утверждать, что и эти – проприорецептивные (сложное слово, обозначающее, что мы нечто чувствуем внутри себя, некое влияние какого-то происходящего внутри организма процесса).

И в конкретном данном случае – ощущения «дрожания», «вибрации» или «зуда», сгруппированные в том районе лица, который располагается непосредственно под глазными впадинами. Что-то около носа, но по обеим сторонам от него. В скулах и чуть ниже.

Да, разумеется, такие ощущения присутствуют. И это столь давно, что возведено в ранг правила, мол, вот так и нужно петь! Вот тогда звук будет близким! Тогда он станет качественным!

*****

Кому-нибудь приходила в голову мысль о том, что для восприятия нервами (расположенными в соответствующих тканях организма) вибрационных возмущений воздушной массы, эти возмущения должны быть, как минимум, достаточно сильны?

Если Вы выдаете 100 децибелов, «маска» точно отзовется))) А если 50? Значит, звук не качественный? Но сам звук-то слышим.. И никаких нареканий нет… Вполне красивый и качественный звук…, а «маска» молчит… Ну нет там никаких ощущений! Современный вокал – не опера, он без микрофона практически не бывает. И на современной сцене требуются совсем иные возможности голоса создавать мощную звуковую волну… Тем более, что современный вокалист должен обязательно «дружить» с микрофоном.

*****

Желая обязательно ощутить то, о чем читал, слышал, о чем преподаватель говорил, вокалист часто совершенно неосознанно настолько усиливает свой голос, что абсолютно расстраивает его с точки зрения искусства… Ведь с громкостью голоса все очень непросто, и если неправильно орать (хоть и в маску), то ничего хорошего в конечном итоге не получится…


Ну и все мы любим обманываться. «Я сам обманываться рад», - еще раз воспользуюсь нетленными строками Пушкина. Вы уверены, что получили ощущение «в маске»? И когда Вы в этом уверены? При какой интенсивности фонации? Или Вы ждали отзыва? А когда хозяин очень хочет, то организм услужливо даст желаемое…

*****

Итак, главным и непосредственным «сигнализатором» получения звука, который требуют от вокалиста его педагоги (работающие по методам, пришедшим из глубины веков), являются вибрационные ощущения в области «маски».

Но получить там устойчивые и хорошо чувствуемые ощущения – совсем не просто. Да и надо ли? Если они есть – так прекрасно же, а если нет? Продолжать работу в направлении получения этих ощущений? Любой ценой?

Но тогда потеряется сам смысл этой работы.. Ведь нужен «близкий» звук! Вот что является целью, а не сами ощущения «в маске»!

И вот здесь нужно немножко отступить в иную область, чтобы несколько «переформатировать» собственное мышление.

Почему мы называем звук «близким»? Очевидно, что в противовес какому-то иному. Например – «далекому». Правда, в вокале нет такого противопоставления, есть другое – близкий-глубокий. Или – светлый-темный. Притемненный, затемненный, осветленный… Все это определения того или иного слышимого в данный момент характера тембра.

*****

Важен тот факт, что человеческий мозг НЕ МОЖЕТ составить абсолютного впечатления!

Впечатление рождается только путем СРАВНЕНИЯ чего-либо с чем-либо. Маленький рост… Почему маленький, Вы видели другой? Конечно! Именно потому, что видели другой, и рождается понятие «маленький». Если не с чем сравнить, то нет разницы, не рождается оценка.

Вы не сможете, например, определить расстояние до объекта, если между Вами и объектом (или за ним) не будет каких-либо других объектов, сравнивая расстояния между которыми мозг даст понять, что интересующий объект находится далеко или близко. Этот эффект часто наблюдается у космонавтов, поскольку там, наверху, промежуточных объектов нет, не с чем сравнить.

Представьте себе, гипотетически, ситуацию, при которой, например, определяется, работает радар или нет. На экране нет объектов. Значит, не работает? Или нет на экране, потому что их и на самом деле нет? Пустота на экране может вызываться обоими факторами…

А применительно к вокалу – если ощущений в «маске» нет, то звук не «близкий»? Или он недостаточно сильный, чтобы вызвать ощущения? Ведь по аналогии с радаром….

Но уши-то слышат! То или иное… Тогда причем тут «маска»?

*****

Еще пример. Предположим, некто заболел вирусным заболеванием. ВИРУСНЫМ – это ключевое слово. И начал «лечиться», опрашивая своих знакомых, или, как это сейчас делают, интернет-аудиторию.

Народ, допустим, оказался отзывчивый, и стали предлагать массу всевозможных АНТИБИОТИКОВ (в данном случае слово тоже ключевое). Ну и, заодно: «Не забудь про витамины!», «Без витаминов хуже усваивается!», «А, забыла, еще пачку витаминов сожрала, зы..)))» И, о чудо! Слопав кучу антибиотиков (и не забыв про кучу витаминов) человек ИЗЛЕЧИЛСЯ! Что, Вы думаете, он будет советовать другому, приобретя некоторый опыт? Антибиотики, конечно… Именно они, в первую очередь, ассоциируются в сознании с лекарством. Названия такие «крутые»… Даже не выговорить… И неважно, что против вирусов антибиотики бессмысленны, как-то лечащийся не заметил, что роль-то сыграли именно витамины… Они ж не могут поднять руку и закричать: «Это мы тут главные!»

*****

На понятие «маска» уместнее смотреть, как на СИМПТОМ! А не как на причину. Это всего лишь СЛЕДСТВИЕ совершенно иных процессов.

Но что интересует вокалиста? Конкретно Вас? Причины или их следствия, симптомы?

Ведь известно из медицины, что лечить нужно не симптомы, а первопричину их появления. И если Вы не производите качественный «близкий» звук – дело совершенно не в «маске», не в ощущениях, которые там в данном случае не возникают…

Потому что, повторяю, качественный звук, тембр, бывает и без «маски», и в современном вокале он бывает почти всегда БЕЗ этих ощущений! Это не опера!

*****

Итак, ощущения вибрации в области «маски» являются лишь следствием. Чего?

Следствием того, что возбужденные молекулы выдыхаемого воздуха, которые и есть ЗВУК, обладают в своей основной массе какой-то нужной энергией. И эта их энергия в основном содержится в определенном коридоре частот, это очень важно.

*****

Какой-нибудь неопытный вокалист может занизить гортань, например (потому что ему так кто-то сказал), и чуть ли не заорать в такой «позиции». И, конечно, вряд ли почувствует что-то в «маске»… Да и скажут ему, что, мол, братец, петь научись. Поешь (если не орёшь), как в бочку, звук глубокий, темный…

А энергия звука ничего себе! Внутри черепа прям «сосуды лопаются»))) А «маска» молчит… Так что не одной только энергией, еще и частотой, ФОРМАНТАМИ, делается близкий звук!

Хотя, как правило, можно услышать прямо-таки вопль: «Направляй звук вперед!» А это как?

Звук, вообще-то, внутри себя никуда НАПРАВИТЬ кроме как в рот или нос невозможно… Воздух – можно, но звук – нет, это же разные вещи))) Звук всегда устремляется «на выход», к открытому во внешнюю среду отверстию. Закрыт рот – уйдет в ноздри, открыт – выйдет изо рта… Есть другие возможности?

Почему при пении закрытым звуком (согласный М) «маска» отзывается всегда? Да потому что «энергичные» молекулы воздуха, вибрирующие, не выходят наружу, а передают свою энергию рецепторам почти полностью! Ну, часть выходит через нос, да, но это совсем небольшая часть!

И то, смотря какие ноты поем. Не так давно был вопрос о том, что «в голове» (как выразилась спрашивающая), ощущения маски почти исчезают… Почему бы это, а? А частоты другие…

Другая РЕЗОНАНСНАЯ КАРТИНА.

*****

Голос (чуть упрощенно) набор трех формант, трех ГРУПП «склеенных резонансом» частот. Самая низкая по частоте группа (первая форманта) рождается в глотке, следующая, повыше которая, во рту, в ротовой полости. Ее называют второй формантой. Логично – ниже первая (и глотка ниже), выше вторая (рот выше глотки находится). И иногда приходится слышать и читать, что по этой аналогии третью форманту, певческую, якобы создают носовые пазухи (это одно мнение) или верхняя часть ротовой полости, когда ее «куполом выгибают» (опять же, это как возможно-то в физиологическом плане?).

Третья певческая форманта, которая как раз и вызывает слуховое ощущение «близкого звука» создается такой полостью, которая находится НИЖЕ глотки. Такое 3 1 2 получается, если поставить цифры по вертикали))) Почему так? Да потому что физике наплевать на логику людей, тем более не слишком грамотных. Форманты зависят не от высоты той или иной полости «от пола», а от их РАЗМЕРОВ!

Так что «маска» - лишь следствие верно выстроенного резонанса, в котором обязательно будет присутствовать третья «певческая» форманта (или twang). Но все бывает в разных количествах, не забывайте. Есть ли? Это один вопрос. Сколько, если есть? Совсем другой.

Ну а чтобы построить в голосе twang, совершенно не нужна «маска»… Не забыли о разнице причин и следствий? Надеюсь))) Как раз когда он появится, вокалист и сам, при желании, сможет выделить и явно почувствовать вибрацию «маски». Только тот, кто это научился делать, на «маску» уже «положил»…

Не верьте замшелым «мантрам», век-то уже 21-й, технологичный и научный. Удачи!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика