Опора – пожалуй, самый неоднозначный и «туманный» вокальный термин. По крайней мере, вразумительных определений достаточно немного. Одно из самых подходящих – особенное ощущение.
Причем настолько особенное, что практически каждый, кто ее достиг, описывает это ощущение по-своему. И учащимся вокалистам как-то невдомёк, что то, что не имеет точного определения, скорее всего является плодом фантазии, а не реально существующим физически параметром…
Собственно, как любое ощущение. Поскольку ОЩУЩЕНИЕ – «продукт» конкретного мозга, совокупность реакций отдельного организма, и его ни в коем случае нельзя пытаться неким образом «стандартизировать»…
В то же время этому понятию очень много лет, и если бы оно было совсем оторвано от реальности, то вряд ли бы сохранилось так долго в языке.
Одним из частых заблуждений начинающих вокалистов становится взгляд на опору, как на нечто объективно существующее, как на предмет. Нет, опора – явление, ВОЗНИКАЮЩЕЕ при каких-то условиях, причем она может появляться и исчезать буквально в миллисекунды. И поэтому зависит от очень многих «настроек», которые должны одновременно реализоваться вокалистом. В конкретный момент времени! Но стоит только одной из таких настроек «слететь»…
Вы когда-нибудь пытались пройти по канату, натянутому на высоте (пусть и небольшой)? Ну или по подвесному мосту в ветреный день? Или взобраться на цирковой шар и пытаться остаться на нем в вертикальном положении какое-то время?
Что в данных случаях (если они были успешными) служило Вам опорой? Канат? Шар? Мост? Или умение сохранять равновесие?
Суть вокальной опоры – именно равновесие. Равновесие между воздухом, который в данную секунду использует вокалист (в своем выдохе) и связками, которые в состоянии превратить весь этот воздух в звук. И ключевое слово тут – ВЕСЬ! Ибо лишний воздух неизбежно приведет к утечке МИМО связок, к сипу, в лучшем случае. А вообще-то – к фальцету.
Само по себе такое явление «утечки» - довольно частый прием современных вокалистов. Редкая хитовая песня обходится без фальцета. Это и модно, в какой-то степени, и оправдано, поскольку в некоторых случаях очень хорошо передает эмоциональность. Но фальцет как раз противоположен тому, что называют опорой. Выходит, опора нужна не всегда? Ну да, в том смысле, который в нее вкладывается – именно так.
Задумайтесь еще вот над чем – ведь подавляющее большинство людей РАЗГОВАРИВАЕТ с опорой! Почему тогда это явление становится довольно сложно доступным для тех, кто пытается научиться петь? Да потому что пение в основном происходит в другом диапазоне звуков. В более высоком по отношению к диапазону звуков разговорных. Кто поет в разговорном диапазоне – не заморачиваются получением опоры, она и так есть…
А вот выше… Взбираемся на канат или шар… Нужно иное, непривычное равновесие… И для того, чтобы его добиться, какие только способы не «идут в суп». Хотя рецепт-то очень прост – воздух и связки.
И то, и другое управляется мышцами. Нужно научиться балансировать их работу, достигать равновесия. Сначала – баланс, уничтожение утечки воздуха, а громкость и мощность – потом, тем более, что для получения «пробивной» громкости и «режущего» тембра нужны совершенно другие умения. И силой выдоха Вы ничего не добьетесь…
Да, та мышечная система, которая может создать равновесие в вокальном процессе и дать настоящее ощущение опоры не управляется нами без специального обучения, не так просто сделать то, чего никогда не делал… Именно данное обстоятельство возводит опору в ранг каких-то метафизических понятий.
Но важно просто знать, как это сделать. И, вообще-то, не так уж сложно… Приходите в EVT!