Поиск ощущений всегда должен быть направлен на разрешение конкретной вокальной проблемы или на достижение определенной вокальной цели, а точнее - на контроль той части вокального аппарата, которая данную проблему создает или данной цели служит.
Абсолютно так же, как это решается все в том же фитнесе, да и в профессиональном спорте. Спортсмена и тренера интересует работа с конкретными мышцами, ответственными, например, за дряблый живот, ляжки, или же за двигательную активность спортсмена в конкретном спорте.
Занятия по «похудению» - это, извините, не серьезно.
Конечно, гармонично развитый человек, равномерно нарастивший жир на всех частях тела, возможно и вернет былую форму и будет всем доволен. Но чаще все-таки случается, что при общем похудании остаются какие-то «детали», которые продолжают не устраивать: дама похудела, а живот все равно торчит или похудело все, в том числе и без этого худые ноги и лицо… Таких примеров можно привести много.
В вокале часто используется именно комплексный подход, называемый «постановка голоса», который включает в себя комплекс стандартных упражнений на дыхание, резонанс, иногда дикцию. Думаю, что и в данном случае наибольшего успеха добьются те вокалисты, у которых всё гармонично заложено природой, просто это «всё» надо развить по максимуму.
Но чаще случается, что вокалист, пройдя курс «постановки голоса» и даже получив высокий балл на финальном экзамене, продолжает находить в своем голосе ряд изъянов, не позволяющих ему получать удовольствие от собственного пения.
Обычно главной точкой преткновения является резонанс, и связано это с тем, что преподается он именно на основании собственного представления преподавателя о звуках (а чаще об одном единственно возможном и правильном звуке) и его догадках о том, каким образом он сам данного типа звука достигает, то есть личные ощущения.
Помимо того, что свои личные ощущения сложно вложить в другого человека, есть и другая, более важная проблема - ощущения обманчивы: человеку кажется, что он делает одно, а на самом деле он делает совершенно другое.
Ярким примером обманчивости ощущений является совет педагогов опускать (или удерживать) гортань на высоких нотах, чтобы данная нота звучала объемно, мясисто, а не «плоско и тонко».
Ученые давно уже располагают видео, опровергающими физиологическую возможность гортани понижаться (и даже стоять на месте) при взятии высокого звука, и демонстрирующими, что объем и сила звука на данных нотах зависит совсем от других аспектов. Совет же опускать (или удерживать) гортань не позволит студенту подняться на высокие ноты, «срежет» ему часть диапазона или же приведет к фальши (детонации). Педагог сделает вывод, что голос данного вокалиста не создан для более высокого диапазона и, как бы, на этом нужно успокоиться.
Студент, правда, при этом вряд ли успокоится: либо будет пытаться взять их «нахрапом», всеми правдами и неправдами, либо впадет в уныние.
А ведь данный совет появился именно на основании внутренних ощущений педагогов по вокалу, не соответствующих действительности. На самом деле в 98% случаев сами педагоги не опускают гортань, не держат ее, а получают объем за счет расширения, а не углубления вокального тракта, а ощущения понижения гортани связаны лишь с ощущениями работы во внешних мышцах гортани. Если речь идет о мощном звуке, то за это и вовсе ответственно смыкание голосовых связок, а не гортань.
Другим ярким примером обманчивости ощущений является совет петь в «маску» или в «носовой резонатор», но когда студент старательно следует данному совету, то звук у него выходит гнусавый, с носовым призвуком, далеким от того, чего хотел добиться педагог.
Видите, насколько непросто на практике то, что в вокальной педагогике обозначается одной фразой: «работа с резонансом».
Резонанс - понятие абстрактное, то есть усиление звукового спектра голоса. Звуковой спектр голоса - это шкала частот (от низких до высоких), присутствующих в нем, за которые отвечают разные структуры вокального аппарата. Потому и работать следует не с резонансом в целом, а с каждой его структурой в отдельности. Для этого, повторяю, необходимы реальные знания о том, как и что функционирует внутри.
Метод EVT располагает такими знаниями и потому не только учит вас достигать желаемых звуков, но и помогает понять, что же хотят от вас преподаватели. Ведь часто их советы, выраженные в метафорической форме, - верные, просто они не умеют выразить их в доступной для разума студента форме, так как и сами слышали от своих педагогов что-то подобное. Так и передаются подобные загадки-метафоры из поколения в поколение, будучи лишенными здравого смысла, что называется, «на автомате».
Потому, подчеркиваю, метод EVT полезен, как студентам, так и самим преподавателям вокала, поскольку помогает прийти, наконец, к взаимопониманию и достижению общих целей. Семинары EVT не являются ни альтернативой вокальным занятиям (хотя и позволяют студентам, не имеющим возможности их посещать, заниматься самостоятельно), ни конкурентом практикующим вокальным педагогам.