Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вам нравится тот или иной исполнитель? Что вас больше всего привлекает в его (ее) вокале: неужели только сильный голос, умение брать высокие ноты «жирно» и «мясисто», умение создавать свисток или рычать? Ну если так, то вокалиста в пору уравнять по действенности искусства с цирковым акробатом, в задачу которого входит поразить публику своими трюками.
Однако, когда мы говорим о том или ином исполнителе, то чаще всего употребляем такие выражения, как «голос меня тронул до глубины души», «голос волнует», «душа развернулась и не завернулась больше», и многие другие, носящие именно эмоциональный характер. Иными словами, нам хочется слушать этот голос снова и снова.
Не секрет, что современный вокал по своему звучанию наиболее приближен к разговорному голосу: в нем присутствуют речевые интонации (желательно с такой дикцией, чтоб слушателю не приходилось гадать, о чем песня), шепот, крик, визг, рык, по идее все то, что используется в жизни для выражения эмоций.
Тогда возникает следующий вопрос: вы смогли бы слушать собеседника, который в течение всего своего рассказа не меняет, скажем так, интонации своего голоса? Например, рассказывает вам что-то интересное одинаково громким и звучным голосом или же наоборот на протяжении всего рассказа шепчет. На сколько времени такого рассказа вас бы хватило?
Вряд ли кто-то оспорит, что эмоциональность рассказа- залог его усвоения слушателем. То есть, самая неинтересная история, поведанная с чувством, с контрастами в голосе, способна произвести большее впечатление на собеседника и запомнится им лучше нежели захватывающая, но рассказанная безэмоционально.
Недаром среди друзей всегда есть умельцы рассказывать анекдоты и такие, после анекдотов которых никто не смеется.
Как же рассказчику или вокалисту выразить эмоции, если не через изменение тембра и динамики своего голоса. И за то, и за другое отвечают две главные группы вокального аппарата: источник и фильтр (или резонанс).
О резонансе говорят много и сложно, при этом не останавливаясь на деталях, об источнике говорят редко и чаще всего по медицинским мотивам. Тем не менее звук начинается именно с него, то есть с голосовых связок, потому умение контролировать их смыкание (или массу) является фундаментальным.
Estill Voice Training выделяет 4 вида массы, опередив в своих исследованиях отечественных исследователей голоса и опровергнув официальную классификацию на механизмы некоторых деятелей западной фониатрии: М0, М1 и М2, не считая M3 (который EVT рассматривает в рамках свистка, то есть как дополнительный и особый вид смыкания).
На семинарах EVT мы подробно разбираем все эти виды, естественно, не только в теории, но и на практике и обучаем упражнениям, помогающим развить контроль массы голосовых связок или body-cover control.
Дабы не быть голословной, привожу ниже видео одного из упражнений мастера CCI Alejandro Saorin Martinez на контроль массы, любезно предоставленного мне им в качестве иллюстрации. Так как главный принцип данного метода - утверждать только то, что мы можем продемонстрировать и чему есть реальные доказательства.