Заголовок

Почему не нравится собственный голос

Сегодня мы поговорим об очень насущной и животрепещущей для многих проблеме, а именно: почему прослушивание собственного голоса в записи, мягко говоря, не приводит нас в восторг.

Мягко говоря, так как чего только мне ни приходилось слышать от студентов, вокалистов со стажем, настоящих профессионалов, да и просто сторонних от вокала и ораторского искусства людей. Для описания своего голоса не скупятся на самые красноречивые эпитеты, как: «кукольный», «дурацкий», «раздражающий», и даже ставят философские вопросы, типа «почему я так отвратно звучу».

Могу поспорить, что многие из вас, услышав в первый раз свой голос в записи, испытали смущение, а возможно и стыд, а у кого-то и вовсе появилось желание заткнуть уши и бежать подальше, куда глаза глядят. И наверняка подумали, что такой эффект неприятия своего голоса свойственен только вам. И ошибаетесь, потому что на самом деле, это случается почти с каждым.

Голос в записи может казаться гнусавым или более назальным, более детским, обедненным обертонами и т.п., и, как бы то ни было, чужим. Причин тому две: первая связана с акустикой, вторая с психологией. Рассмотрим их по порядку.

Существует два способа слухового восприятия голоса: первый - путем воздушной проводимости, то есть через воздух.

Голоса окружающих достигают нашего наружного уха и заставляют вибрировать барабанные перепонки. Эти колебания наш мозг «прочитывает», как определенные звуки. Таким образом, к голосам, которые мы слышим через воздух относится и наш собственный голос в записи.

Второй - изнутри. То есть тогда, когда говорим (или поем) мы сами. В данном случае звук проходит не только через воздух, но также через кости черепа и внутренние ткани, через гортань и резонаторные полости.

Когда мы говорим или поем, то на наш голос влияет комплекс факторов, создающий целый оркестр дополнительных призвуков. Можно сказать, что голос встречает на своем пути ряд препятствий, которые изменяют его восприятие. Самым распространенным впечатлением человека, слышащего свой голос в записи, является то, что голос неузнаваем, так как свой собственный ему всегда казался гораздо глубже и «представительнее» по тембру.

Ответ заключается в звуковых волнах, которые в зависимости от среды, через которую проходят, приобретают разные частоты. Такая твердая среда, как наше тело, передает более низкие частоты по сравнению с воздушной средой.

Здесь, к слову, заложен и ответ на самое распространенное заблуждение о грудном резонаторе и о передаче звука «всей поверхностью тела». Если бы это было так, то мы воспринимали бы свой голос совершенно одинаково, как изнутри, так и извне. Но костную проводимость, то есть вибрацию скелетных тканей и костей, мы можем слышать только сами изнутри, снаружи до слушателя она не доходит, точно так же, как и до нас, когда мы слушаем себя любимых в записи.

Почему же все-таки мы так смущаемся и пугаемся того, что слышим? Дело в том, что тут вступает в силу решающий психологический фактор: мы себя не узнаем. Восприятие своего «я» имеет важное значение для контакта с миром: чем оно нам ближе, роднее, тем непринужденнее мы себя чувствуем, тем больше мы, как говорится, «в своей тарелке».

Услышанный в записи собственный голос, в первую очередь, кажется неузнаваемым и мы реагируем на него естественным средством самозащиты: смущением. Точно так же, как когда смотрим фото, которые нам не нравятся, потому что мы там кажемся непохожими на себя.

Это подтверждает и тот факт, что другим, сторонним слушателям, наш голос может и нравиться, так как именно таким они его всегда слышали. Вокалист, например, заявляет: «Терпеть не могу свой голос», а многие слушатели считают его голос великолепным, очень красивым и приятным. Так что не стоит впадать в панику и уныние по этому поводу. Надо научиться любить свой голос и найти способ, как можно больше приблизить его к тому результату, который бы удовлетворил и ваше ухо. И это возможно.

Дело в том, что наш голос проходит и через такие «препятствия», которые являются гораздо более влиятельными, по сравнению со внутренней вибрацией тела, создающей приятные нашему внутреннему уху призвуки. Это голосовые связки и резонаторные полости, причем форма последних поддается изменениям. Роль резонанса очень важна, так как резонатор, в отличие от эффекта консонанса или вибрации скелетных мышц, усиливает нужные нам частоты и передает их наружу.

То есть это тот результат, который реально выходит изо рта спикера или вокалиста, и который слышат окружающие, включая и нас при прослушивании записи.

Чем лучше мы умеем контролировать и управлять нашими структурами, создающими резонанс, а также смыканием голосовых связок, тем менее шокирующим будет для нас конечный результат. То есть разница между тем, что мы сами слышим и хотим получить, и что реально слышим извне, не будет столь существенной.

Контролем и управлением внутренними структурами занимается на сегодняшний момент единственный метод - Estill Voice Training, семинары которого проводятся с лета прошлого года и в России.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика