В прошлый раз мы выяснили КАК, то есть, с помощью каких мышц производится контроль выдоха. Но неминуемо возникает следующий вопрос: СКОЛЬКО, а именно до каких пор нужно выдыхать?
Именно такой вопрос прозвучал не так давно здесь, на форуме: «Можно ли считать, что воздух делится не некие порции: часть мы выдыхаем, когда поем, а часть удерживаем в легких нарочно или непроизвольно?»
Итак, специально воздух никто на порции не делит. Выдох, как и многие другие явления, подчиняется законам физики. При обычном дыхании в состоянии покоя выдох является непроизвольным, довольно быстрым и происходит до того момента, пока давление внутри легких не сравняется с внешним атмосферным.
То есть вдыхательные и выдыхательные силы уравновешиваются, достигают определенного баланса, и в легких остается некий необходимый резерв воздуха, как говорится, на всякий пожарный…
Вы сами этого остатка не ощущаете, и конечно же, не откладываете его специально про запас, это предусмотрено природной функцией самого организма. После такого выдоха непременно хочется вдохнуть, то есть специально набрать воздух.
Если же мы хотим продлить выдох за пределы обычного, то необходимо активизировать другие мышцы, как раз те самые, которые не рекомендовалось подключать при первой фазе контролируемого выдоха: внутренние межреберные и брюшные. Эти мышцы обычно пассивны, когда легочный объем превышает состояние равновесия и активны, при его понижении.
Именно поэтому нередко можно заметить, как вокалисты именно в конце фразы совершают небольшое движение животом внутрь, помогая как бы «выжать» последнюю долю воздуха. Заметьте, они не давят животом с самого начала, а дозируют выдох до того момента, какой им требуется для вокальной фразы (то есть контролируют и удлиняют обычный выдох) и лишь под конец подключают и брюшные мышцы, чтоб «допеть» свой последний воздух.
Так, если вы выдохните как обычно, а потом еще подожмете живот, то заметите, что выйдет еще остаток воздуха, которого, казалось бы, не было. Такая тактика обычно используется на длинных фразах и в академическом вокале (где фразы практически всегда длинные).
Если фразы короткие, что чаще всего встречается в современном вокале, или используемая вокальность (тембр) требует неглубокого поверхностного дыхания (belting, например), то все еще проще: набираем совсем мало и освобождаемся от лишнего воздуха без труда.
При продленном певческом выдохе объем легких уменьшается и становится ниже уровня состояния покоя обычного выдоха (и легочное давление - ниже атмосферного), активность выдыхательных мышц как бы «выжимает» из легких еще некоторое количество воздуха. Когда такой выдох заканчивается, то ребра непроизвольно раскрываются, чтобы резко увеличить недостающий легочный объем, диафрагма опускается и воздух сам входит внутрь легких прежде, чем вы успеваете подумать о том, чтоб вдохнуть.
Это и является подтверждением того, что ваш выдох был именно певческим, продленным, а не обычным. Потому хоть какой-то остаток в легких все равно останется, как биологический резерв, контрольным должен быть именно вдох, происходящий без усилий, а как бы на автомате.
Иногда, правда, у вокалиста (или даже спикера-профессионала) возникает обманчивое ощущение того, что воздух закончился. Это связано с ощущением сжатого горла, то есть с зажимом, возникающим в гортани. Чрезмерно набранное количество воздуха, создает избыточное давление, зажимает гортань и кажется, что воздух иссяк, и его больше нет.
Вокалист вдыхает, причем специально и довольно шумно, и просто добирает новую порцию воздуха к уже присутствующему в легких, и как результат дыхание сбивается и на следующую фразу его хватает еще меньше. Это именно тот самый случай, когда на взгляд педагога, вы очень хорошо вдохнули и почему-то потом вам воздуха все равно не хватило.
В таких случаях говорят: «Ну пока еще опора не крепкая». Конечно, всегда проще сослаться на общий и довольно расплывчатый термин «певческой опоры», который потом ни один педагог по вокалу объяснить конкретно не в состоянии. Не верите? Спросите и попросите объяснить доступно и конструктивно, что же это такое и, желательно, с иллюстративными примерами.
На самом же деле вокальный выдох нельзя отработать в отрыве от снятия зажима в гортани.
Потому, подводя итог по двум выпускам, посвященным вокальному выдоху, можно сказать, что базовыми упражнениями для его отработки являются: упражнения на активизацию мышц по поддержке выдоха и упражнения на снятие зажима в гортани. Данные упражнения хоть и не носят названия «певческая опора», но являются ведущими и базовыми в системе упражнений Estill Voice Training.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник