Хоть данная тема и затрагивается так часто, что сама уже вызывает непроизвольный зевок, но все же именно о нем и поговорим. Итак, ВОКАЛЬНЫЙ ЗЕВОК.
«За счет чего достигается объем в звуке, чтоб он не был плоским? Как открыть глотку без зевка и полузевка? Даже Brett Manning говорит, что зевок в современном вокале присутствует, а его степень влияет на объем голоса…», - этот синтез из наиболее часто задаваемых на данную тему вопросов, надеюсь, поможет нам окончательно расставить все точки над «и».
Начнем с последнего вопроса о вокальном тренере Brett Manning, хотя данный ответ в равной степени относится и ко ссылкам на других вокальных авторитетов, которые построили свой метод на основании личных ощущений, а не научных исследований. В данном случае ни Manning, ни кто другой из них (при полном уважении к их опыту и авторитету) не имеют очевидных доказательств, что тот или иной физиологический процесс происходит именно так, как они это сами чувствуют и объясняют.
Иными словами, они не могут продемонстрировать документально (при помощи стробоскопии, электромиографии и прочих методов исследования голосового аппарата), что именно зевок, полузевок, четверть зевка или его восьмая часть приводят к той окраске голоса, которую показывает сам педагог, и которую хочет получить студент.
Педагог, сам того не осознавая, может делать совсем иное, то есть «зевать» по-своему, совершать абсолютно другие движения, раскрывающие глотку, и выдавать это расширение за зевок. Если же преподаватель действительно делает реальный зевок, то вряд ли вам понравится такой звук и такой объем, особенно если вы не практикуете академический вокал… Не верите? Попробуйте сами. Зевните, как следует или наполовину, и спойте в таком состоянии. Нравится вам звук? Если да, то на этом предложении можете закрыть данную тему, если нет, то идем дальше.
Чтобы ответить на вопрос об объеме, и за счет чего он достигается, важно сразу прояснить, что же мы понимаем под объемом? Плотное «мясистое» звучание голоса или широкое и, как говорят, «воздушное и полетное». Все же вокалисты, практикующие современный вокал, чаще всего стремятся именно к первому. И вот тут зевок вам точно не поможет, так как «жирное» или «мясистое» звучание голоса зависит от плотности смыкания связок, или от их массы. Если вокальные мышцы не натренированы должным образом, то хоть зевай, хоть не зевай, а голос «жирно» не зазвучит.
Точно так же следует разобраться с понятием «плоский звук», вызывающим, почему-то, у многих панический ужас. Между прочим, «плоским» называют и народный звук, который звучит куда плотнее академического и на порядок ближе к звучанию современного вокала, нежели оперный.
Далее, реальная «плоскость» или бедность спектра обертонов звука может быть вызвана огромным количеством разных причин: чрезмерным злоупотреблением певческой формантой (twang); назализацией (особенно на высоких нотах), которой страдают многие начинающие вокалисты; бесконтрольным выдохом, обедняющим спектр частот голоса, уничтожающим возможное вибрато и провоцирующим вокальный зажим.
Если «лечить» данные недостатки при помощи зевка (и его видов), то результат будет следующим: певческая форманта пропадет полностью, назализация может и остаться (смотря как зевать), бесконтрольный выдох, вероятней всего, усилится.
В лучшем случае, зевнув удачно, вы можете получить свободу фонации, правда в нагрузку к ней и такой тембр голоса, которым вряд ли захотите петь современный репертуар, особенно если речь не идет о российской эстраде.
Ведь, если уж говорить о зевке, то следует подчеркнуть, что он должен быть именно вокальным, а не естественным. А как зевать «вокально» - требует отдельного объяснения, поэтому даже итальянские оперные педагоги давно отказались от данного термина в пользу более конкретных указаний. При обычном зевке ваша глотка может и не раскрыться, так как опустится и втянется внутрь язык, корень которого, как известно, формирует переднюю ее часть. Так что зевнув, как зевается, вы наверняка ощутите над кадыком, в верхней части шеи и районе миндалин некоторое сжатие, отнюдь не способствующее свободе фонации.
Но главным образом, зевая, полу зевая или четверть зевая, вы получается вертикальный объем за счет углубления, а не расширения звука. Опускаются гортань, язык, челюсть, округляются губы и звук идет в том же направлении, то есть проваливается в глубь глотки, как в колодец. Возможно, внутри себя вы ощутите его гигантским, только вот снаружи его вряд ли кто услышит, так как пропадет необходимый для вокалиста спектр средних частот, дающий голосу вокалиста проекцию на публику. Плюс потеряется дикция, которая имеет фундаментальное значение в целом, а уж в современном вокале и подавно.
Потому, если говорить о внутреннем ощущении объема, то важнейшим качеством является его ширина, а не глубина, особенно, когда речь идет о современном вокале. То есть, по сути, вокалист, практикующий современный вокал, должен добиваться объема за счет расширения глотки, а не ее углубления посредством опускания гортани, что неминуемо при зевке в различных его проявлениях.
Объем достигается за счет получения в нем полного спектра частот: высоких, средних и низких, звучащих гармонично. Вспомните, что делает звукооператор на микшерном пульте в студии звукозаписи? А ведь и любой вокалист, обладающий хорошим контролем каждой составляющей своего голосового аппарата, в состоянии выстроить нужный ему звук.
Для этого надо уметь управлять своим голосовым аппаратом не в целом, а отдельными его составляющими: воздушным потоком; источником создания звука: голосовыми связками, и модификаторами-усилителями звука: структурами, отвечающими за резонанс. Точно так же как это делается и при звукозаписи. Ни один техник по звуку не скажет: «Сделаем звук объемнее», а скажет: «Добавим низких частот, добавим средних, сделаем компрессию и т.д.», точно зная, что же и в какую сторону надо для этого покрутить.
Таким образом, делать зевок - это все равно что срезать все высокие частоты на микшерном пульте: звук станет далеким и глухим, и тогда его объем вряд ли кому-то будет важен, так как звук просто не будет услышан.
А вот как открыть глотку без зевка и полузевка, о приемах и упражнениях, помогающих получить желаемый объем и качество звука, можно узнать, посетив семинары EVT, которые длятся два полных выходных дня, плюс два часа бесплатной презентации по пятницам.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник