Случившийся сегодня небольшой разговор подвигнул меня написать сообщение об упражнении, которое практиковалось и практикуется очень многими вокальными педагогами как в России, так и в других странах.
Это упражнение на фонацию на одной высоте звука свистящей или шипящей согласной. Например, на С-С-С-С-С… или Ш-Ш-Ш-Ш-Ш… Интерпретации разные. Педагоги пользуются им, чтобы «показать, что такое длительно растянутый выдох» и «как мало нужно воздуха, чтобы хорошо петь». А заодно и «почувствовать, как работает диафрагма»… Возможно, многие из вас встречались или даже практиковали (практикуют).
Упражнение уже много лет передается «из уст в уста» и кочует из практики в практику, им пользуются даже именитые вокальные педагоги. Оно растиражировано на массе сайтов, в куче учебников. Не стану скрывать, это упражнение есть и в учебнике ТОП (нашем), который сейчас уже не распространяется. Оно там присутствует, как вспомогательное, его не предлагается выполнять долго, но, тем не менее, оно там есть… Пусть – было!
Однако с этим упражнением, оказывается, не все так просто! Безусловно, выработке каких-то определенных ощущений оно помогает, иначе бы его не стали использовать так долго. Но как и во многих других, в этом упражнении есть и латентный (скрытый) отрицательный «навык». И он может войти в привычку!
Все дело в том, что при фонации подобных звуков (на свистяще-шипящие согласные) приходят «в тонус» главные враги вокалиста – ложные связки. А для отличного, мощного и, главное, здорового пения, свободного от вокального зажима, ложные связки должны как можно более широко «разводиться».
То есть в данном практикуемом упражнении как раз все наоборот. Они, пусть и едва, еще не оказывая влияния на звук, сжимаются.
Это обстоятельство было выяснено в рамках исследований, проводившихся учеными Ассоциации Estill Voice. До них-то никто не заглядывал в глубины тракта, а если и заглядывал, то не увидел…
Как и в ситуации с обыкновенным кухонным ножом. Он может отрезать не только необходимый кусок хлеба, но и еще более необходимый кусок собственного пальца...
Так что будьте осторожнее!
Не стоит воспринимать этот мой небольшой текст, как какой-то запрет. Никто не может вам запретить использовать то или иное упражнение, это только ваш собственный выбор.
Но информация о скрытом влиянии таких действий на вокальный аппарат (пусть и его небольшую толику) – важна. Факт есть факт. Как с ним обращаться и стоит ли вообще обращать на него внимание – каждый решит сам.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник