Заголовок

Фонограмма со знаком минус

И.Рамзина | март 2014

Виктор Алавацкий специально для портала Sound66.RU

В силу моей профессии мне иногда приходится принимать участие в различных вокальных конкурсах разных масштабов. Недавно прошедший конкурс «Уральская Жемчужина» (1—2 февраля 2014 г.) вновь заострил мое внимание на проблеме, связанной с фонограммами, которые конкурсанты использовали при выступлении.

Обычно для определения лучших вокалистов существует компетентное жюри, которое и выносит свое решение, опираясь на профессиональные качества исполнителей, такие как — интонация, тембр, диапазон, динамика, манера исполнения, артистизм и т. д. Все бы ничего, если бы это происходило «Acappella» (т. е. пение без музыкального сопровождения). Ведь в данном случае все участники были бы в равных условиях, и жюри могло бы более объективно выявить лучших.

Но, к сожалению, практически все современные вокальные конкурсы проходят с использованием фонограмм. Я думаю, меня поймут многие вокалисты или их представители (педагоги, родители), как трудно найти, а тем более записать хорошую фонограмму для конкурсного исполнения.

Zal

Вот и приходится звукооператорам по ходу конкурса изменять у фонограмм уровень громкости, эквализацию, динамику и прочие параметры. Иногда эти манипуляции приходится проводить непосредственно во время исполнения вокалистом композиции, т. к. фонограмма была предоставлена за 5 минут до выступления. Но далеко не во всех фонограммах это удается сделать приемлемо. Естественно, такие манипуляции снижают восприятие слушателя, да и сами исполнители в таком случае чувствуют себя не комфортно, не говоря уж о том, что за микшерным пультом может оказаться неопытный звукорежиссер, который, безусловно, может внести свою лепту в результаты конкурса.

Еще не так давно каких-нибудь 25–30 лет назад фонограммы использовались только там, где технической возможности петь вживую, а тем более играть на инструментах, не было. Понятие «петь под фонограмму» означало — только изображать пение. В конце 80х годов на советской эстраде стали появляться исполнители использующие фонограмму как довесок к общему звучанию и со временем фонограмма стала постепенно вытеснять живое исполнение. А музыканты продолжали играть, но уже с неподключенными инструментами.

Количество инструменталистов на сцене стало стремительно сокращаться. Появился даже термин для таких фонограмм — «минус». В дальнейшем «минусовки» получили развитие среди ресторанных вокалистов. Это происходило по разным причинам, как по техническим, так и по финансовым. Например от того, что не каждый владелец ресторана был способен содержать хорошую живую команду.

Проблема с фонограммами также затрагивает и неопределенность на каком носителе использовать сами минусовки. В г. Екатеринбурге, например, до сих пор есть заведения, где вокалисты используют фонограммы на MD-дисках, видимо по старой памяти. На вокальные конкурсы большинство участников приносит фонограммы на CD и flash-носителях. CD является оптимальным вариантом для использования. Flash-накопители плохи только тем, что их использование возможно только с помощью компьютера или ноутбука.

Зачастую в ноутбуках или компьютерах используются не самые хорошие внутренние звуковые карты, которые вносят в звучание фонограммы различные искажения, которые будут слышны уже непосредственно на «большом» концертном звуке. И тогда уже все «камни» полетят в звукорежиссера, который «что-то сделал со звуком», или «у нас дома все звучало нормально».

Рассмотрим виды современных «минусовок»

Синий цвет - возможны и желательны для использования. Красный цвет - не рекомендуется использовать

Оригинальные версии без голоса. Самый редко встречающийся тип «минусовок» на просторах интернета. Суть проста — Ваш любимый трек, но без голоса исполнителя. Часто в оригинальных «минусовках» остается еще и бэк-вокал. Самый идеальный вариант для исполнения. Происхождение таких фонограмм очень спорное, либо утаскивают прямо со студий звукозаписи, либо исполнитель оставляет их, путешествуя в туре по стране. В последнее время были замечены случаи официальной публикации инструментальных версий для покупки (в РФ читай — бесплатного скачивания), что является элементом маркетинга.

Авторские «минусовки». По звучанию близки к оригинальным композициям, но написаны неизвестными авторами, со всеми вытекающими проблемами в сведении. Встречаются и неплохие версии, особенно записанные «живой» группой.

Инструментальная версия ремикса. Ремиксы на композиции — это отдельная тема. Но и инструментальные версии ремиксов тоже имеют место быть на просторах интернета.

«Задавки». Фонограммы, в которых отфильтрована партия какого-либо инструмента или вокала путем вычитания, в результате чего остаются лишь инструменты, записанные в режиме «стерео» (либо на них наложен стерео-эффект), при этом всё, что записано в режиме «моно», исчезает. Есть так же второй вариант создания такой минусовки - с помощью специальной программы, которая позволяет выделить частоту голоса и соответствующие ей гармоники на спектрограмме (сонограмме). Качество «задавок» оставляет желать лучшего. В большинстве случаев вместе с частотой голоса вычитается еще много полезного сигнала.

«Нарезки». Фонограмма, составленная из кусочков оригинала при помощи обычной программы для монтажа звука. Сам тип «нарезок» возник только из-за примитивности некоторого числа композиций, когда проигрыш можно размножить и сделать из-него аккомпанемент для куплета. Иногда нарезку довольно сложно отличить от оригинальной «минусовки». Часто встречается комбинированный вариант «нарезки» и «авторской минусовки».

Караоке версии. Вымирающий вид (слава богу). Представляет собой примитив авторской минусовки с использованием технологии MIDI. И представляет из себя всего лишь аккомпанемент для песни. Звучит, мягко сказать, не очень. Плоские компьютеризированные инструменты, упрощенная аранжировка и, конечно, вспомогательная партия для голоса, чаще всего прописанная звуком пан-флейты.

Не стоит забывать о битрейте фонограммы.

Grafiki Zvuk

Часто мы видим на конкурсах фонограммы формата MP3 с битрейтом 320 кбт/c. Но не всё так просто, прослушав фонограмму порой мы убеждаемся, что фонограмму небрежно пересохранили из битрейта 128 кбт/c в 320 кбт/c, при этом её звучание всё также осталось на низком уровне, а изменилась только цифра в свойствах файла. Думаю, многим знакомо звучание фонограмм с низким битрейтом, этакое «подводное» звучание. Очень неприятно, когда у хорошего вокалиста такая некачественная фонограмма.

Что касается использования фонограмм строго на вокальных конкурсах.

На предварительном отборе, который отсекает основную массу желающих принять участие в конкурсе, прослушивание фонограмм с голосом исполнителей вполне естественный процесс. А дальше, как мне кажется, было бы целесообразно предоставить возможность участникам конкурса записать фонограммы у профессионалов (аранжировщиков, звукорежиссеров). Или хотя бы проконсультироваться у специалистов стоит ли с такой фонограммой выходить на конкурс. Порой для правильного воспроизведения требуется всего лишь операция нормализации фонограммы, которая доведет фонограмму до нужного уровня громкости.

Infografika

Естественно возникает вопрос оплаты услуг специалистов. Тут возможны варианты. Либо организаторы конкурса должны будут сами найти спонсорские средства либо установить взнос для участников конкурса. Думаю, что мое предложение вряд ли придется по вкусу всем заинтересованным лицам. Но то, что происходит на вокальных конкурсах неминуемо заставляет искать какие-либо приемлемые решения проблемы — проблемы фонограмм со знаком минус.


Подвал Яндекс.Метрика