И.Рамзина | август 2009
Возможно ли, хотя бы в принципе, это осуществить?
Такой вопрос задают себе многие тысячи людей во всем мире, а ответов на него, как правило, всего два – Да или Нет. Вокал – штука многогранная, поэтому ответ на такой вопрос вряд ли может быть простым и односложным.
Роль преподавателя, вокального тренера, конечно, велика. Давайте посмотрим, что он, собственно, делает.
1. Учитель пения представляет из себя главного оценщика вашего голоса, именно он определяет степень вашего «продвижения» вперед (или назад) от урока к уроку. Когда вы поете, сосредоточившись на этом процессе, преподаватель вас слушает не менее сосредоточенно, отмечая штрихи и детали, над которыми нужно работать. То есть, одновременно петь и внимательно себя слушать вы, естественно, не можете, но можете сделать запись исполнения и анализировать потом именно ее. Но как анализировать? Как понять, где хорошо, а где нет, и почему именно в этом месте звучит хорошо, а вот здесь не нравится?
2. Преподаватель знает, что делать с вашим голосом в случае его «отклонения» от заданной «оси». Но какова эта «ось»? Ее определяет, как правило, сам преподаватель на основании своего опыта и своих знаний. А как он влияет на ваш голос в случае такого «отклонения»? Не может же вокальный педагог залезть вам в гортань или еще глубже, чтобы что-нибудь там подправить!
Конечно, не может. Он дает вам рекомендации, облекая их в форму или образную («вот здесь четче, здесь теплее, добавь экспрессии…»), или предлагая ряд вокальных упражнений, исполняя которые вы сможете научить свой голос тому, что он (голос) не умел раньше. Но выполняете вокальные упражнения именно вы, а не ваш тренер, то есть, в конечном итоге, именно вы развиваете свой голос, преподаватель лишь дает направление и контролирует ваше движение.
3. Есть аспект, в котором влияние педагога переоценить просто невозможно. Этот аспект – наличие у любого ученика элементарной лени. Признайтесь, ведь людей без лени не бывает. Правда, заплатив за урок и придя на него вы будете работать в любом случае – деваться все равно некуда, а вот заставить себя регулярно и с полной отдачей заниматься вокалом самостоятельно – задача не из легких. Так что вокальный тренер – прекрасный стимулирующий фактор.
Специалисты давно отмечают и то, что на успехи ученика сильнейшим образом влияет психологический климат, присутствующий на занятиях, да и отношения с педагогом в целом. Совпали характерами, понравились друг другу – продуктивность занятий удесятеряется, учащийся как будто «крылья обретает». Ну а если все наоборот? Тогда все наоборот. Любая палка ведь «о двух концах». Так и занятия вокалом с преподавателем не могут не иметь отрицательных черт. Каких?
1. В предыдущем пункте 2 шла речь о некоей «оси», то есть той модели голоса, которую строит преподаватель. О чем я говорю? Вы заранее не представляете, каким может быть ваш голос и доверяете вашему вокальному педагогу – «ему лучше знать, он профессионал, он за это деньги получает». Профессионал, но не господь Бог!
Так или иначе педагог слышит ваш голос и, сравнивая его с некими «моделями», сложившимися в его понимании на основе опыта, стремится «вылепить» из него (голоса) одну из этих моделей.
Например, ему кажется, что ваш голос очень подходит для развития его в классическом направлении, или, наоборот, популярные песни это именно то, что вы будете исполнять с наибольшим эффектом. Конечно, у вас был разговор, и вы говорили, что фанатеете от рока и только от него одного.
Несмотря на то, что учитель примет к сведению данную информацию, он все равно станет стремиться, зачастую неосознанно, к развитию у вас черт того стиля, от которого «фанатеет» сам.
Отсюда вывод – идти нужно к тому преподавателю, который владеет соответствующими техниками и может научить вас.
В чем же проблема? Видите ли, развитие голоса представляет из себя такой процесс, который до поры до времени для всех одинаков (ну, разве что можно особняком поставить развитие голоса по академической модели). Как в вузах, первые два курса – общие для всех специальностей дисциплины, а специфика каждой профессии – позже. Вот и в вокале так же. Основы вокальной техники должны изучаться сначала, а они одинаковы для всех стилей, различия начинаются позднее, когда голос развит до определенного уровня.
Тренеры-«стилевики» часто пренебрегают необходимостью освоения учащимся основ вокальной техники, стараясь побыстрее получить именно «стилевой» эффект. Однако учащиеся-то об этом не знают! Если же начинать работать с преподавателем, хорошо дающим именно основы, рано или поздно наступает момент, когда пора перебираться к «стилевику», чтобы продолжать развитие и не допустить стагнации.
Правда, к тому времени большая часть учащихся уже «остывает», а услужливая лень подсказывает: «Да зачем тебе это? Ты и так уже все знаешь!»…
2. Теоретическая подготовка певца производится на уроках вокала в наимельчайшей степени. Где находятся голосовые складки, что такое диафрагма, чем отличается друг от друга грудной и головной звук (как правило на примерах виброощущений, что уже наполовину не теория, а практика) – вот, как правило, и все. Остальные теоретические знания о строении не только своего голосового аппарата, но и голоса как функции в целом ученик получает лишь по мере того, как задает вопросы сам. Вдумчивая и углубленная подготовка, разбор различных примеров как правило не ведется, по крайней мере мне такие факты не известны. Слишком мало времени.
Так может и не нужно? Певец должен петь, а не теоретизировать… Так большинство и считает.
Я по этому поводу не собираюсь разводить долгих разговоров, хочу лишь напомнить, что болезни тоже раньше лечили не лекарствами, а молитвами – вот вам налицо недостаточная теоретическая подготовка с соответствующим результатом…
3. Встречи учителя с учеником достаточно редки. Как правило 1-2 раза в неделю, реже - 3. Но спросите ЛЮБОГО вокального педагога, и он ответит, что заниматься вокалом нужно интенсивнее, то есть каждый день хотя бы по часу. Каждый. Без выходных. Таким образом можно делать это только самостоятельно – дома. Знаю по собственному опыту, что те, кто соблюдает такую установку, «растут» гораздо быстрее и осваивают вокальную технику, пока она еще не успела «надоесть».
Ведь в конечном итоге не ради одной техники певец занимается! Он хочет песни петь, а не упражнения! Однако, для того, чтобы развить голос, потребуется все равно исполнить определенное количество упражнений. Чем сознательнее к ним подходить (с полным пониманием их задачи, нюансов исполнения и т.д.), тем быстрее появится положительный результат. А он появится, если работать, у всех появляется.
4. Ну и, в заключение – деньги! А можно этот фактор поставить впереди. Занятия с педагогом – вещь дорогая. Статистику не привожу, не по теме.
Так как же лучше всего заниматься вокалом? Самый, на мой взгляд, правильный способ – совмещение. Один или два раза в неделю занимаемся с преподавателем, остальное время – выполнение «домашней работы» и изучение теории. Нет педагога, который говорил бы своим ученикам: «Ни в коем случае не занимайтесь дома!», наоборот, эту форму приветствуют все. Кроме того, любому учителю легче работать с тем учеником, которому не надо объяснять элементарных вещей, который мысль своего учителя «хватает на лету».
Однако, справедливости ради, надо заметить, что есть на свете и прекрасные певцы-самоучки, преподаватель в жизни которых появлялся уже тогда, когда они добирались до определенных высот. А иногда преподавателя вокала не было рядом ВОВСЕ! ВСЕ молодые люди, исполнение которых вы слышите ниже – САМОУЧКИ! Мы нашли друг друга при помощи группы ВКонтакте.
Антон “Per te”
Алена “You lost me”
Виктор “Black and white”
Клара “Body and soul”
Наталья “La voix”
Главным, все же, является желание и работоспособность, сколько живу, столько убеждаюсь. Получается, что на поставленный в начале статьи вопрос правильный ответ – положительный и самостоятельное постижение техники пения вовсе не является мифом.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник