Заголовок

О вкусах не спорят!

И.Рамзина | август 2009

«О вкусах не спорят!» Великая древняя сентенция, на которую я в своей статье ни в коем случае покушаться не собираюсь. Вы, мой уважаемый читатель, никогда и никому не позволите навязать Вам чужое мнение о столь тонкой части своей души, которая зовется вкусом, привязанностью, предпочтением каких-либо Вами любимых музыкальных стилей и направлений другим. Я сама такая. «Не трожь! Мой вкус – это святое!»

Однако, как и везде в жизни, палка, что называется, «о двух концах».

Мне слишком часто приходится в своей работе сталкиваться с проявлениями явного юношеского максимализма, который выражается примерно в следующем: «Я хочу читать рэп, все остальное – отстой!», или «Я считаю рок единственной достойной внимания вещью! Остальная музыка уже умерла, только еще об этом не знает», или «Ой, да что эти рокеры, панки – один грохот, ничего не понять! Вот (здесь называется имя какой-либо эстрадной звезды) это действительно супер!» Ну и далее в том же роде.

Причем, чем юноша или девушка моложе, тем более бескомпромиссную, «железную» позицию в отношении своего музыкального вкуса он (она) занимает. Конечно, все правильно, максимализм-то юношеский, чем моложе, тем явственней проявляется. Это как упрямство маленьких детей: мама дает попробовать какой-нибудь новый для него фрукт или даже целое блюдо, уговаривая попробовать только, увидит-де сам как это вкусно и приятно, за уши потом не оттащишь, а он – «Нет, не хочу, не буду, не хочу!» Да почему же? «Не хочу и все!» Без комментариев.

В проявлении такой позиции самую большую роль, на мой взгляд, играет элементарный страх. Посмотрите на такого капризничающего ребенка, да он просто боится этого неизвестного ему нового вкуса, привыкнув к старым и потому родным блюдам. А чего же тогда боятся молодые люди?

Находиться в определенной группе «по интересам» или «тусовке», как принято сейчас говорить, человек может лишь постольку, поскольку соблюдает принятые там неписаные правила-каноны, которые направлены всегда, испокон веков, на поддержание жизнедеятельности самой группы методами установления в ней жесткой иерархии и немедленной кары для любого, кто не согласится с мнением лидера группы и его приближенных. «Вот так делать и думать у нас можно, а так, извини, нет, проваливай-ка ты… (в какую-нибудь другую группу)». Это ведь давно известно и изучено.

Так что страх перед «отлучением» от привычного мира ох как велик, пусть и не вполне осознаваем. С течением времени молодые люди перенимают царящие в такой тусовке вкусы и воспринимают их как свои собственные. И происходит это как раз примерно в том возрасте, когда многие решают учиться пению. Сознательно, не из-под палки родителей.

Кстати, определяющее влияние тусовки на формирование «вкусового набора» заметно еще и в том, что у людей, которые не вхожи в какую-либо группу или занимают в ней достаточно независимую позицию наблюдается гораздо более широкий взгляд на разнообразие музыкальных направлений и стилей и почти полностью отсутствует «стилевая ксенофобия». Да и чем взрослее, тем взгляды шире, а отношение терпимее.

Не поймите меня превратно, я лишь против проявления крайностей. Действительно, в каждый момент времени в музыкальном сознании человека преобладает тяга к какому-либо стилю, направлению, более того, такая любовь может растянуться чуть ли не на всю жизнь.

Странно было бы увидеть юношу, пришедшего заниматься ради возможности петь в рок-группе и чуть ли не с первых занятий вдруг проникшегося интересом к другим направлениям, не связанным с роком. Такое, по-моему, просто невероятно.

Зато ситуация, обратная описанной, встречается очень часто: студент-вокалист развивается в рамках своего направления достаточно динамично (о рамках можно судить по выбираемому репертуару), достигает определенных навыков, поднимая свой уровень все выше и выше, но в какой-то момент творческий рост прекращается и наступает застой. Попытки же переключить его внимание на работу с вокальными техниками и особенностями, характерными для других стилей-направлений, что придало бы исполнению разнообразие и индивидуальность натыкаются на «закоснелость» вкуса. По принципу: «Раз эти способы употребляются в «недружественных» (в данный период времени, заметьте!) жанрах-стилях, то моего внимания они не заслуживают лишь по этой причине»

Вот против чего я категорически предостерегаю всех, кто решил серьезно заниматься пением.

В конце концов, перефразируя классика: «Если различные стили существуют, то это кому-нибудь нужно». Нет здесь «хороших» или «плохих», они просто разные, в этом и заключается главная прелесть. Самоизоляция в каком-либо отдельном «боксе» обязательно повлечет за собой остановку в развитии себя как слушателя, как музыканта и, в первую очередь, как певца.

Объясню свою точку зрения.

Вокальные жанры, вокальные стили – это всего лишь небольшая часть музыки в целом. Да, очень важная, но все же часть. Инструментом вокалиста является его собственный голосовой аппарат и, в сравнении с другими музыкальными инструментами, наш голосовой аппарат во многом им уступает. Пожалуй, есть только две «исключительные прерогативы» нашего голоса в музыкальном смысле этих слов:

а) богатство тембра, ведь ни один музыкальный инструмент не может одновременно воспроизвести такое количество звуковых волн, как человеческий голос,

б) эксклюзивное право на передачу текста (я имею ввиду смысловой текст песни - язык)

Видимо поэтому некая «ограниченность» звучания человеческого голоса находит отражение в довольно небольшом количестве вокальных жанров-стилей. Разновидностей рока – десятки, вокальных же приемов, характерных для рока – по пальцам пересчитать можно, в джазе направлений тоже достаточно, а с точки зрения именно джазового вокала – единицы. Да и в популярной эстрадной музыке певцы (хорошие певцы) используют симбиоз вокальных стилей – можно услышать как характерные академические приемы, так и элементы рок-техники и джазовый вокал, все зависит от необходимости передачи в произведении той или иной эмоции, характера, украшения мелодии. Конкретные примеры не привожу, потому что так работают практически все знаменитости.

Изучение, освоение и применение в своей практике различных вокальных «фишек» и «примочек», характерных для разных стилей обогатит ваше пение, сделает его отличным от многих других таких же, придаст ему индивидуальность и через индивидуальность – узнаваемость, а ведь именно эти качества в первую очередь выделяются слушателями и отмечаются как талант.

Рано или поздно, но почти все студенты-вокалисты приходят к пониманию необходимости научиться работать в различных вокальных техниках, конечно в разумных пределах, так как освоить все жанры без исключения удалось, по-моему, только Сергею Пенкину (попрошу рокеров не морщить нос, а сходить на его концерты – рок он поет не хуже Фредди Меркьюри).

Поэтому очень рекомендую, как педагог-профессионал не отворачиваться в снобистском порыве («Это ниже моего достоинства!») от достижений и опыта других, а изучать и применять в своей практике не теряя времени на совершенно бесполезные «споры о вкусах».

Смелее открывайте глаза шире и увидите гораздо больше, и это не совет, а требование. Помните, умный учится на чужих ошибках, так что не повторяйте чужих ошибок.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика