А.Егорова | сентябрь 2013
Если бы однажды мне довелось проводить рейтинг вопросов-рекордсменов, то могу сказать с уверенностью, что одно из призовых мест точно занял бы вопрос о том, как надо заниматься вокалом дома. Ученики разного возраста, разных стран и национальностей, занимающиеся с педагогом или же самостоятельно по учебным пособиям неизменно озадачиваются вопросом о том, сколько надо заниматься вокалом дома, как, в каких пропорциях, иной раз прося чуть ли не поминутного плана для каждого упражнения.
Вопрос вполне резонный, так как, столкнувшись с грудой различных вокальных упражнений, подчас очень трудно определиться с тем, как это все дозировать для себя с пользой.
Поэтому, не беря на себя обязательства составить универсальный поминутный распорядок самостоятельных занятий для каждого вокалиста, постараюсь внести ясность в общие принципы такового.
Во-первых, самостоятельное домашнее занятие состоит из следующих основных частей:
- обязательный «разогрев» голосовых связок,
- работа над репертуаром,
- пропевание стилистических упражнений (создание джазовой импровизации, работа над пассажами runs и тембровыми приемами в музыке поп, рок и соул, работа над мелизматикой в академическом вокале и т.п.),
- обязательное «охлаждение» голосовых связок в конце занятия.
«Разогрев» голосовых связок - это приведение их из жесткого состояния в рабочее путем достижения эластичности. Эластичные связки хорошо растягиваются, позволяя брать самые разные ноты вашего диапазона, при этом хорошо смыкаясь и не пропуская воздух. В технологию разогрева обязательно входит fry, упражнения на компрессию голосовых связок, а также упражнения «стретчингового» типа, примерами которых являются знаменитые базовые упражнения Сета Риггса. Близкая мне американская методика EVT (Voice Craft) предлагает свои «фирменные» на растяжку, называемые «Сиреной».
Суть в том, что они должны быть звуковыми, или если еще точнее, «шумовыми», то есть имитирующими не певческие звуки, а механические, звуки животных и т.п. Этому есть свое обоснование.
Во-первых, голосовым связкам совершенно безразлично, какую гласную вы поете, стробоскопия ясно показывает, что при пропевании различных гласных они смыкаются одинаково. Различия наступают на уровне артикуляционного аппарата, в связи с их произношением (см. статью «Что такое форманты»), и зависят от типа гласной (широкая-узкая), от положения языка вокалиста, его нёба и т.д. Недаром для разных языков существуют разные «сложные» гласные.
То, что, скажем, американцу хорошо (например, «нэй-нэй-нэй» по Сэту Риггсу) - для русского «смерть» или зажим. Но задачей разогрева голоса является именно устранение зажимов и создание благоприятных условий для работы голосовых связок, и дополнительный стресс в виде артикуляции гласных для вокалиста совсем ни к чему. Так что упражнения должны быть комфортными, помогающими, помимо растяжки голосовых связок, расслаблять лицевые мышцы и активизировать дыхание.
Распеваться надо от удобных нот к краям вашего диапазона вверх и вниз, постепенно, не форсируя процесс. В перерыве между упражнениями хорошо пить воду комнатной температуры, помогающую смачивать голосовые связки. Помните, что излишняя сухость воздуха плохо влияет на них, а наши помещения, особенно в зимний период, в отопительный сезон часто имеют эту особенность. Кроме того, почти никто из нас не выпивает рекомендованный врачами минимум воды, отсюда некоторая степень обезвоженности наблюдается почти у каждого. Но что допустимо для обыкновенного человека - не допустимо для вокалиста.
Я не эксперт академического вокала, не обладаю достаточной компетенцией для того, чтобы рассуждать на тему о нужности и пользе классических вокализов на гласные звуки и слоги. Но могу с уверенностью заявить, что для современного вокалиста их пропевание, в лучшем случае, бесполезно.
Есть смысл не распеваться на гласные звуки, а использовать их уже после разогревающей распевки, для отработки различных вокальных приемов: речевой позиции, twang, фальцета и т.п., или же отработки разных позиций частей голосового аппарата (гортани, языка, мягкого нёба и т.д.). Используются гласные также и для развития дыхательной выносливости при выполнении специализированной тренировки.
В любом случае, подобные упражнения выглядят либо как последовательность звуков, например гаммы, пропеваемой в восходящем движении в речевой позиции, и в нисходящем - на приеме twang и т.п., либо как пение на одной ноте. К мелодическим вокализам, столь любимым в вокальной академической практике, подобные упражнения никакого отношения не имеют. Таким образом, любой академический вокализ может быть успешно заменен пропеванием любимой песни в неэкстремальном диапазоне, эффект будет точно таким же.
А вообще, надо всегда следовать принципу нужности упражнения, его направленности на конкретную цель: общую или частную. Ведь очень часто педагог говорит: «Разогреем голос - споем вокализик!», или же сам не отдавая себе отчет о сути данного явления (в худшем случае), или не сочтя нужным объяснить смысл предлагаемого своему студенту.
Поэтому очень многие вокалисты и правда уверены в том, что голос разогревается подобно охлажденным на морозе ступням или ладоням: достаточно потопать, потереть их друг об друга, и все в порядке. Но как следует из написанного выше, «разогрев» - это метафора, образное понятие, и к температуре голосовых связок не имеет никакого отношения.
Возьмите себе за правило вникать в суть упражнений и не делать ничего бесполезного. Ради этого не грех задать преподавателю вопрос, на что именно направлено конкретное.
Сколько же нужно разогревать голос, напрямую зависит от времени суток, в котором вы начали заниматься, а также от вашего индивидуального состояния.
Так, если вы занимаетесь утром, что совершенно не противопоказано, вопреки утверждениям многих педагогов, что «ну ни в коем случае», то вам потребуется больше времени на разогрев голоса.
Ведь это логично, не все вокалисты имеют возможность заниматься днем: как раз очень часто день начинается с домашних занятий (или же с занятий с педагогом), после чего вокалист идет на студию, на конкурс, концерт или же преподавать. Что же теперь, не заниматься? Излишне говорить, что вокалист должен быть отдохнувшим и выспавшимся, поэтому никто не говорит о занятиях в 5 или 6 утра... Физическая форма и общее самочувствие являются главным и единственным условием возможности или невозможности тренировок.
Мне же часто приходилось слышать мнение, что до полудня - ни-ни, даже и думать не стоит о вокале, так как можно сорвать голос. Давайте разберемся, в чем тут дело.
Да, часто во второй половине дня голос действительно звучит лучше, чем с утра, но связано это не с временнЫм отрезком, а с тем фактом, что за прошедшие полдня вы уже успели переговорить с некоторым количеством людей. Разговор - это тоже гимнастика, в той или иной степени он также способствует приведению связок в эластичное состояние. Таким образом, чем меньше промежуток времени между вашим сном и занятием (а ведь многие вокалисты могут проснуться и в час дня после ночного концерта) - тем дольше потребуется разогревать голос.
Так что если вы занимаетесь с утра или же немного времени прошло после сна, то разогревать голос надо не менее получаса. Тут очень важен ваш собственный слух, поскольку вы должны уметь слышать эластичность связок. Когда они начинают хорошо растягиваться и смыкаться на всем протяжении вашего рабочего диапазона, без сипа, шипения и побочных шумов (естественно, речь идет о здоровых голосовых связках) – цель достигнута, и можно переходить к следующему этапу, работе над репертуаром.
Работа над репертуаром - занятие довольно креативное, тут каждый использует свою методику. Ясно одно, нет смысла гонять одно и то же произведение по 10 раз подряд с начала до конца. Впрочем, этот принцип действует для любого музыканта, не только вокалиста.
Следует спеть песню один раз, можно даже без аккомпанемента, и выявить недостатки или сложные места, а затем отрабатывать их отдельно. Вот здесь часто и есть смысл поработать над гласными в контексте всего слова, а потом и целой фразы песни. Вообще, работа над фрагментами песни является отличным упражнением, к тому же не оторванным от практики. Ведь часто те же гласные в упражнениях могут звучать прекрасно, а потом, уже в песне, в другом контексте, на другой высоте, в сочетании с другими согласными совершенно не получаться. Именно работа с репертуаром различной сложности дает полное представление о тех «подводных камнях», с которыми рано или поздно придется столкнуться вокалисту.
Грамотный вокальный педагог не выбирает репертуар наобум, или же только в соответствии с пожеланием студента, а создает определенный базовый репертуар, включающий наиболее часто встречающиеся технические проблемы. Работая над сложными фразами песни, неплохо пользоваться зеркалом, которое часто помогает выявить основную проблему - неправильное положение языка. Ведь непроизносимость некоторых гласных связана именно с данным фактором.
Да и вообще, пожалуй, после не поставленного дыхания и вокального зажима язык является злейшим врагом вокалиста, наравне, разве что, с челюстью. Особенно если говорить о носителях такого твердого языка, как русский. Работа с репертуаром временем никак не ограничена: делать это можно до тех пор, пока не появится определенный результат, то есть улучшение или полное исчезновение технической проблемы.
Хорошо делать небольшие паузы в работе, помогающие как отдохнуть организму в целом, так и избежать адаптации уха к разучиваемому фрагменту, которое после n-ного повторения начнет (ухо) отказываться улавливать разницу. Занятие стоит немедленно прекратить в случае усталости и/или возникновения неприятных ощущений в горле! После отработки сложных фрагментов и по окончании данного этапа есть смысл спеть песню от начала до конца, так сказать «концертный вариант» с аккомпанементом или базой.
Разучивание новой песни - процесс еще более индивидуальный, и у каждого существует свой алгоритм действий: кому-то удобнее учить все вместе, кому-то сначала мелодию, кому-то текст… Советовать, а тем более навязывать точный план не имеет смысла.
Я, например, сначала внимательно вчитываюсь в текст, проясняя для себя все непонятные моменты, если текст на иностранном для меня языке (учитывая, что два являются родными).
Непонимание текста, пусть даже фрагментарное, сильно влияет как на запоминание мелодии, так и на техничность исполнения. Но это моя индивидуальная особенность, знаю немало вокалистов, прекрасно исполняющих песни, о смысле которых догадываются лишь отдаленно. Более того, мой способ значительно проигрывает по количеству затраченного на заучивание времени.
Будучи музыкантом, не могу удержаться и от того, чтобы не «снять» под копирку и весь аккомпанемент песни, что тоже съедает определенное количество времени, но как плюс дает впоследствии бОльшую свободу для вокальной стилевой импровизации, равно как и развивает с точки зрения композиции.
Таким образом, единственной моей обязательной рекомендацией при разучивании песни является заучивание текста наизусть. Желательно выучить его сразу, чтобы впоследствии заглядывание в листок не отвлекало вас от собственно техники, музыки, и не влияло на вашу осанку.
На третьем этапе занятий есть смысл поработать над конкретными особенностями стиля, в котором вы практикуете, тем более, что это плавно вытекает из работы с репертуаром. Можно работать как с отдельными сложными фразами из песни (но уже с точки зрения стилистической, а не технической), так и попеть специальные упражнения на мелодические и тембровые приемы. У академического вокалиста это будут пассажи со сложной мелизматикой, у джазового - скорей интеллектуальная работа над продумыванием «заготовок» для импровизации; у поп/соул - отработка четкости в пассажах runs, и тембровой специфики.
И тут на вопрос о времени можно ответить аналогично второму разделу: работать надо столько, на сколько хватит терпения, желательно до появления слышимого минимального результата, но не до «первой крови».
Для обоих разделов действует правило: количество затраченного на разогрев голоса времени обратно пропорционально количеству времени, затраченного на репертуар и стилистику. Объясняется это очень просто: хорошо смыкающиеся и эластичные голосовые связки с бОльшей легкостью выполняют и «усваивают» все технические и стилистические сложности.
Это не означает, однако, что разогревать голос надо час или два, когда на пение чего-то другого уже не останется ни физических, ни моральных сил. Оптимальное время «разогрева» колеблется от 15 до 40 минут в каждой конкретной ситуации, для конкретного вокалиста и в соответствии с уровнем его профессионализма.
Завершает музыкальное занятие «охлаждение голосовых связок», что, опять же, не означает съесть мороженое или хватить холодного пивка. Суть состоит в том, чтобы вернуть голосовые связки из певческого в разговорный режим. В процессе занятий они достигли пика своей эластичности, и часто, начиная говорить после концерта или занятий, вокалист как будто продолжает петь. Потому и упражнения на «охлаждение» голоса должны выполняться в обратном порядке: от напряженных нот вашего диапазона - к средним, удобным или разговорным. Сами же упражнения, в основном, такие же, как и на «разогрев», среди которых особенно эффективны звуковые на «м», «н» и fry.
Охлаждение голоса занимает у вокалиста от 15 до 5 минут, опять же в зависимости от интенсивности предшествующей вокальной деятельности.
Выводя среднее арифметическое занятий: 30 минут «разогрев», 10 минут «охлаждение» и разумные час – час двадцать на репертуар и стилистику, получается 2 часа. Естественно, занятия новичка будут меньше, учитывая нетренированность не только голосового, но и дыхательного аппарата, в силу чего он просто физически вряд ли выдержит 2 часа.
Что касается профессионала, то и тут время может очень варьироваться в сторону увеличения, в силу более богатого (количественно и качественно) репертуара. Ну и еще, если нет возможности заниматься много и регулярно, то лучше заниматься мало, но регулярно, чем редко и помногу.
А вообще, чаще всего вопрос о времени занятий возникает почему-то у тех, кто ими не особенно увлечен. Так, будучи ребенком и занимаясь из-под маминой «палки» фортепиано (теперь я чрезвычайно благодарна той «палке»), я сразу же интересовалась, сколько мне надо отсидеть, и ставила на видное место часы. Теперь, занимаясь вокалом, я точно также ставлю на фортепиано часы, но уже с другой целью: чтобы увлекшись занятием никуда не опоздать, и не дать семье «помереть голодной смертью».
Занимайтесь с радостью и интересом, и достигайте всего того, о чем мечтаете, удачи!
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник