И.Рамзина | март 2015
Женский КЛАССИЧЕСКИЙ голос контральто – наиболее низкий по типу. Это, наверное, известно давно и всем, кто хоть мало-мальски интересуется вокалом. Ничего нового в данной информации нет.
Но в первом же абзаце статьи слово «классический» написано большими буквами не зря! К сожалению, существует слишком упрощенный подход к вопросу о тех или иных типах голосов. Существенное условие, что название «контральто» можно относить исключительно к возможностям классического голоса, а в иных условиях оно не должно применяться, почему-то «не замечается», игнорируется.
Само название «контральто» говорит о том, что данный голос является неким «не альтом», по аналогии с названием «контр тенор» в мужских голосах. Контр тенор – это НЕ ТЕНОР, аналогично и контральто – НЕ АЛЬТ. Противопоставляемый альту.
Знающим известно, что в хоровых партиях существует градация по голосам, исполняющим ту или иную мелодическую линию (мелодическое изложение партии). Женские хоровые «голоса» (в кавычках, потому что это не голос человека в целом, а «голос» с точки зрения партитуры) делятся на первое и второе сопрано, и первый и второй альт. Конечно, второму альту даются те мелодические линии произведения, тесситура которых наиболее низка.
Однако, альт (хоть первый, хоть второй), так же как и сопрано, в хорах ограничены именно тесситурой хоровой партии, ведь задача хора – слитное звучание, индивидуальность в хоре не нужна, она будет «торчать» в ткани музыки «иголкой», «гвоздем», «разрушая» всю идею композиции.
Иное дело, когда речь идет об индивидуальном пении, исполнении какой-либо партии, всецело написанной для ОДНОГО голоса, а не хора. Конечно, такой голос должен обладать существенными возможностями, серьезно отличающимися от тех, которые требуются хоровому альту.
Отсюда и стали обозначать индивидуальный (а не хоровой) голос словом «контральто», подчеркивая связь с низкими звуками, но при этом отделяя от принятой для хоров классификации.
Контральто - редкий голос. Его не делят на «лирический» или «драматический» подвиды, как происходит почти со всеми иными типами классических голосов. Контральто есть контральто.
И, конечно, основным свойством этого классического голоса является определенная тембральность, проявляющаяся в характерных моментах того или иного произведения. Собственно, для контральто не так уж много написано партий (по сравнению с меццо или сопрано), малое количество материала лишний раз подтверждает редкость этого типа.
Можно заглянуть в Википедию, чтобы прочитать некоторые подробности. Хотя, конечно, сразу скажу, что совершенно не согласна с тем, что редакторы этого уважаемого сайта используют понятие «контральто в неклассическом вокале». В НЕКЛАССИЧЕСКОМ вокале контральто нет, ибо само название имеет отношение ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к возможностям голоса, работающего в классической традиции, в классической манере, технике, материале.
Вот как звучат настоящие контральто:
Оставим разговор, изобилующий всевозможными метафорами, «за кадром». Можно бесконечно упражняться в подборе тех или иных эпитетов, призванных описать впечатление от звучания этого низкого голоса. Но, тем не менее, впечатление все равно будет у каждого – свое.
Обратите внимание – все классические голоса (женские) поют, используя то состояние своих связок, которое называется ТОНКИМ. И контральто - не исключение. Казалось бы, низкий голос «обязан» быть «грудным», его звучание немыслимо без соотношения с понятием «звук в груди». И если вы спросите певицу-контральто о том, чувствует ли она отчетливые вибрации в костях грудины при пении низких звуков, она наверняка ответит: «Естественно!».
Но то же самое ответит и меццо, и сопрано.. Хотя, не стану забегать вперед, об этом еще будет что сказать, но позднее.
Как известно, первоначальный «цвет» человеческого голоса, его тембр, зависит от размеров голосовых связок и объема гортанной полости, располагающейся непосредственно над ними. Это главные факторы, хотя и не единственные.
Разумеется, у женщин-контральто достаточно массивные и длинные связки, а также большой объем данной надсвязочной полости. Хотя все относительно. Длинные и массивные они по отношению к размерам связок других, более высоких женских голосов. В сравнении же с мужскими голосами связки контральто все равно будут восприниматься как «небольшие». Опытный врач-фониатр, взглянув на связки человека непосредственно, через специальный прибор, уже может поставить довольно точный «диагноз» его голосу, то есть определить тип.
Однако, классический вокал – это, в первую очередь, особая техника пения. Как писала чуть выше, даже низкие ноты контральто все равно поет на «тонких» связках. И, при этом, существенно понижая гортань, что вообще является отличительной чертой классической вокальной техники, особенно при пении низких нот, характерных для голоса контральто.
Давайте на минуту «согласимся» со списком «контральто в неклассическом вокале», представленном в Википедии, и послушаем, какой же звук производят те певицы, которых записали в «контральто».
Сравните само ЗВУЧАНИЕ классического и неклассического голоса. Есть что-то похожее? За исключением иногда совпадения высоты нот – более ничего! Совершенно иной тембр голоса! Хотя размеры связок и надсвязочных полостей, действительно, могут быть сходны по своим размерам. Что говорит лишь о НИЗКОМ ТИПЕ голоса, но совершенно не доказывает, что голос, например, Ирины Забияка нужно относить к контральто. Для этого нужно услышать, как она споет, скажем, партию Леля из оперы «Снегурочка»….
От ТЕХНИКИ ВОКАЛА никуда не деться!
Именно данное утверждение становится наиболее важным. Контральто – это не просто низкий женский голос, это голос, создаваемый при помощи определенной техники пения. На той же странице из Википедии приведены «клавиатурные» диапазоны. У контральто, согласно рисунку, рабочий диапазон начинается с Соль малой октавы и продолжается до Фа второй.
Те же самые данные и у нас, с той лишь разницей, что у разных певиц голоса все же чуть отличаются, и на схеме ниже розовым цветом обозначены участки, которые потенциально тоже можно относить к диапазону контральто, просто они индивидуальны, и не у всех развиваются до уровня рабочего диапазона.
Как пишет «Вокальный словарь»:
«Тембр густой, плотный, наиболее характерное звучание, напоминающее тембр английского рожка, от Соль малой октавы до Соль первой октавы.»
Если внимательно посмотреть на ВЕСЬ этот диапазон, то сразу становится видно, что он хорошо совпадает с тем участком голоса, на котором проявляется так называемый «фальцетный механизм» звукоизвлечения. В данном случае слово «фальцетный» употреблено в классическом смысле этого термина, современный вокал оперирует другим термином - ТОНКОЕ СОСТОЯНИЕ СВЯЗОК (см. выше).
Так что в женских классических голосах нет переходного участка, как в мужских. И именно потому, что ВЕСЬ голос, весь диапазон певицы строится одним и тем же механизмом состояния - тонкими связками. Не от чего или не к чему переходить! Но если мы говорим о голосе не классическом, то там все совершенно иначе.
Неужели кто-то думает, что женщина, тем более с низким голосом, не может издать звук ниже Соль малой октавы? Это утверждение верно только в том случае, если ее голосовой аппарат будет работать в режиме тонких связок (как скажут классики - в фальцетном режиме), в большинстве случаев Соль Малой - это предел для женского голоса на тонких связках. Соответственно Фа второй - предел того же самого режима звукоизвлечения, только сверху.
В голосах же певиц, исполняющих совершенно другую вокальную музыку, можно услышать как те же самые, так и более низкие ноты, спетые с совершенно другим качеством. Называемым ТОЛСТЫМИ СВЯЗКАМИ. Так, как мы разговариваем. В большинстве случаев человеческая речь - это пример голоса, работающего в режиме связок «толстых». Так не только говорят, но и поют в народной манере, а также современные стили - поп, рок, соул и другие...
Вот поэтому певиц-контральто (настоящих) мало, а певиц с низким голосом - очень и очень много
Что еще раз подчеркивает, что низкий тип голоса ВНЕ классической вокальной музыки нельзя соотносить с термином контральто. Это просто НИЗКИЙ женский голос.
А определение КОНТРАЛЬТО - лишь наполовину касается диапазона, вторая же половина, не менее важная, имеет отношение к механизму получения звука и вокальной технике.
Да и каждая певица, обладающая низким голосом, все же имеет индивидуальные черты этого самого голоса. Нельзя тип мерить линейкой. «У меня голос, начиная с До малой октавы, значит, я контральто?» Вопрос ребенка… И если внимательно послушать, то Тина Тернер, Ирина Забияка имеют совершенно индивидуальные отличия, которых не припишешь Шакире или Кэти Пэрри. Зачем же валить всех «в одну кучу»?
Так, видимо, просто удобнее… Но «удобнее» не есть справедливо…
Поэтому, если у вас тоже голос низкий, не спешите называть себя КОНТРАЛЬТО. Все еще зависит от того, станете ли вы настоящим контральто… Да и нужно ли вам это… Ибо вокальная музыка, звучащая сегодня, очень разная, и уж смешивать классический голос с совершенно другим просто глупо.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник