Заголовок

Я бы хотел научиться контролировать смыкание

И.Рамзина | сентябрь 2014

Как научиться контролировать степень смыкания? Когда я пою малую Ля, например. Я ее могу и «грудным» и «головным» спеть. Т. е. полное смыкание я хочу плавно переводить в тонкое и наоборот в пределах одной ноты.

Вроде у меня что-то получается, но хочется более развернутый ответ. Я могу сквозь штробас скулить до Соль второй октавы. Я бы хотел научиться контролировать смыкание. Чтобы и внизу и наверху одинаковая площадь смыкания была.

Антон


Произвести ПЛАВНЫЙ перевод характера смыкания (или типа состояния связок) в пределах одной ноты довольно сложно. Этот прием (называемый «смена массы связок») довольно часто встречается в соул и поп-вокале, но всегда состояние связок (именно в пределах ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ НОТЫ) меняется скачкообразно. По крайней мере, перелом тембра слышен.

Вы должны понимать, поскольку, судя по тексту вашего вопроса – вы «подкованный» в теории человек, что тип состояния связок на разных высотах будет меняться в соответствии с требованиями физиологии организма. Этого нельзя избежать. Невозможно заставить связки не растягиваться.

Ведь даже те, кто форсирует, пытаясь сохранить усилием «грудной регистр», в конечном итоге включают в работу ложные связки, а истинные-то все равно растягиваются))) Кажущееся сохранение «мясистости» звука связано вовсе не с тем, что на более высоких звуках можно СИЛОЙ сохранить «толстое» состояние! Оно, так или иначе, СТРЕМИТСЯ к «тонкому»!

Поэтому комплекс управления, плавной «передачи» характера смыкания от одного к другому – самое сложное, что есть в вокале на среднем этапе работы над вокальной техникой. В нескольких предложениях на этот вопрос не ответить все равно. Как невозможно обучить высшей математике, минуя ВСЕ этапы обучения, а сразу прыгнув от арифметики к «вышке». Другой понятийный аппарат!

А в случае с вокалом – другой «ощущательный» аппарат.

Так что дело вовсе не в площади смыкания…

Дело в характере звука, который видоизменяют в зависимости от изменения состояния связок.

Но изменяют его, воздействуя не на состояние связок (не на смыкание), поскольку это невозможно, а на конфигурацию других частей вокального тракта. В этом деле огромную роль играет КООРДИНАЦИЯ воздуха, потому что если за ней не следить, не уменьшать поток воздуха с повышением ноты, то можно вообще сразу обо всем забыть…

То есть координация воздуха (то, о чем пишет Риггс, читали, наверное) – ФУНДАМЕНТ такой работы. Нет ее – остальное бессмысленно…

А если она есть, дальше начинаются другие фокусы. Дальше можно учиться управлять своими внутренними «деталями» - хрящами и сфинктерами гортани, мягким нёбом, языком и челюстью. Управление ими создаст иную резонансную картину в голосе, и можно даже на «тонких» связках получать «толстый» звук. Потому что не в связках дело, дело в фильтре, в условиях и хитростях резонанса.

«Устройство» голоса ступенчато. При повышении нот модального («грудного», речевого) «регистра», мы все равно испытываем некоторую степень «потери контроля», что вынуждает нас все больше напрягаться, чтобы сохранить характер звука, правильно? Разве это не напоминает сжимаемую или растягиваемую пружину (кому что ближе по сравнению)? Напоминает.

Связки растягиваются при этом действии, это так, но когда они растянулись до момента перехода, организм перестраивается. САМ ОРГАНИЗМ! Не будет никогда плавного растягивания! Или плавного изменения смыкания! Как угодно назовите, но не будет того, что хочется вокалисту! Потому что пение – не функция природы! Это ПРИДУМАННАЯ ЧЕЛОВЕКОМ функция! А организм о пении не беспокоится, у него другие задачи, реализуемые рефлексами.

Функцию природы, рефлекс, нужно научиться «обманывать», раз не получается изменить.

И вот подходы к этому в разных школах вокала очень разные…

О классической школе говорить не буду, принципы-то одни и те же, только достигаются разными методами. В современном западном обучении вокальной технике используется принцип получения контроля над своими внутренними «вокальными» структурами, то есть над теми органами, которые и влияют на характеристики звуковой волны. Это ведь не только резонаторы (полости глотки, рта и носа), это и многие другие.

Научившись контролю этих «деталей», можно создавать нужный звук на любой ноте, вне зависимости от ее высоты, хотя это заявление слишком «смелое». Скажем, на высотах В ПРЕДЕЛАХ диапазона голоса. Который тоже, в свою очередь, зависит от типа голоса – то есть длины и массы голосовых связок.

Согласитесь, высокие ноты западного рок-певца «грудными» называть странно… Да, для упрощения так и называют. Но это же для упрощения, чтоб одним словом… А на самом-то деле характер голоса звездного вокалиста очень далек от «грудного» тембра. Просто не умеющему достигать таких верхов с ТЕМ ЖЕ КАЧЕСТВОМ кажется, что «вот так звучал бы мой обычный разговорный голос, если бы я узнал какой-то секрет и научился так петь…»

Вот именно, он бы так звучал, если бы научился, но это был бы уже НЕ РАЗГОВОРНЫЙ, НЕ «ГРУДНОЙ» голос! Поскольку создавался бы он совсем не так, как внизу, где мы разговаривать привыкли.

В общем и целом, подводя итог сказанному.

Вокальная координация неплохо тренируется методами, о которых говорит Сэт Риггс, Брэтт Мэннинг.


Подвал Яндекс.Метрика