Заголовок

Что делать, если на сцене я себя не слышу?

И.Рамзина | июль 2013

В практике вокалиста возникает множество разных ситуаций и случаев, которые можно назвать нестандартными, или, иными словами, такими, о которых никто не рассказывал, никто не учил, как поступать, если случилось то-то и то-то… В переписке сайта с читателями иногда бывают вопросы, касающиеся таких непредсказуемых ситуаций, причем читатели рассказывают позднее и о том, как они преодолели ту или иную проблему, как решили ее.

Не так давно я получила письмо от одной девушки, которая оказалась в определенном затруднении, столкнувшись впервые с ситуацией, когда аппаратура на концерте не была должным образом настроена. Да и вообще не была достаточно «продвинутой» по современным меркам.

Предлагаю почитать нашу небольшую переписку с ней, интересно, какое она нашла решение для себя. Вполне может быть, что такой опыт пригодится и кому-нибудь еще, а возможно кто-то поделится и своим случаем и способом преодоления проблемы. Пишите на почту сайта.

Итак:

«У меня такая проблема… Пою в рок-группе, и на репетициях все замечательно: я слышу себя из колонок, хорошо слышу музыку, отлично попадаю в ноты, правильно (более-менее) ставлю голос, звук идет в головной резонатор и т.д. Но вот, свершилось (!), и моя группа попала на свое первое выступление...

Клуб, естественно, низкого уровня, звука в мониторе просто не было, звукореж заявил, что не может отстроить мой микрофон (Shure SM87A), мол, он заводится и ловит все подряд, и предъявил какой-то свой (в расстроенных чувствах не посмотрела какой). На чеке было все еще не плохо - примерно треть людей в зале, никого под сценой, и что-то я еще слышала. Но когда начался концерт, и люди стояли под сценой и возле колонок, начался мрак.

В ушах был только сплошной гул - ни инструментов, ни голоса, лишь изредка до меня доносились звуки, отбивающиеся от стенки. Во время высокой динамики в музыке я вообще не понимала, что я пою.. Как ни странно, сам концерт прошел удачно: подростки верещали и требовали песни на бис...

Но когда я услышала запись, я впала в глубокий депрессняк, потому как ни пения в резонатор, ни пения вообще я не услышала: сплошные вопли и завывания. Как так вышло? И как такое предотвратить на следующем концерте (на который нас, как это ни странно, уже пригласили)?

Пою я не долго. В школе пела в хоре, что изрядно подпортило постановку голоса. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Потом через много лет согласилась на приглашение петь в группе. С преподавателем вокала занимаюсь примерно полтора года, но выходит не чаще раза в неделю, т.к. семья, ребенок, работа...

В заключение могу добавить, что на записях с репетиций, конечно, слышно, что я не идеал, но таких «концертных» воплей никогда не замечалось.. Подскажите, пожалуйста, может стоит прикупить монитор в ухо и научиться с ним работать? Или же просто пора забыть про сцену? Я в отчаянии, т.к. музыка для меня единственное серьезное хобби.»

Мария

*****

Вам впадать в «депрессняк» совершенно нет никакого резона, ведь то, что артист должен быть снабжен звуком – обязанность звукоинженера и операторов концертного зала. Именно потому, что клуб был низкого уровня, ничего такого вам не предоставили. Не берите на себя чужую вину.

Вспомните, звезды мирового уровня возят с собой самолеты аппаратуры и свой технический персонал, занимая целые многоэтажные гостиницы. Это же неспроста! Гораздо лучше и быстрее, а, соответственно, дешевле и качественнее ездить с таким вот «табором», чем тратить время на объяснения с «местной» звукотехнической диаспорой, все равно нужного результата не получая.

Так что приобрести гарнитуру, которая позволит вам слышать себя, очень хороший выход из положения, правда нужно попрактиковаться и привыкнуть ею пользоваться, все по-началу необычно и непривычно.

Однако, наличие гарнитуры вовсе не будет означать, что ваши слушатели что-либо кроме «воплей» разберут – это опять-таки зависит от класса аппаратуры и работы звукооператора. Если не считать самих музыкантов, которые иногда (знаю по опыту своих студенток) начинают увеличивать мощность под воздействием драйва толпы, совершенно забывая о вокалисте, который такой возможности не имеет. Но тут уж… С кем работаете…

Зато вы, по крайней мере, не потеряете душевное равновесие, слыша, что и на концерте поете так же, как на репетициях и прогонах. А за иной участок ответственности пусть ответят те, кому положено…

*****

«Спасибо Вам за ответ!

Могу продолжить свою историю, если Вам интересно…

Второй концерт прошел намного лучше, хоть система ушного мониторинга оказалась мне пока не по карману. Выходом стал даже не приведенный с собой звукорежиссер, т.к. штатный не пустил его за пульт, а купленные в аптеке беруши… Да-да... Я просто заткнула одно ухо, и это мне помогло... Мониторного звука, само-собой, и в этот раз не было..

Не скажу, что петь было легко - беруша периодически выпадала, но финт был удачным. Желания перекричать уже не возникало, и звук я выдала не хуже, чем на репетициях. Еще воспользовалась советами с Вашего сайта и из кое-каких других источников: и не слушала перед концертом ни музыку, ни других команд, не объедалась и не голодала, не принимала успокоительные (на фоне предыдущих 8 таблеток валерьянки)... Следующий концерт через пару недель, и уверенность в себе в полном порядке!»

*****

Вот так, друзья! Непреодолимых ситуаций не бывает, и даже такие «дедовские» методы способны помочь, не игнорируйте их, если столкнулись с чем-либо подобным. Спасибо, Мария, за ваш небольшой опыт!


Подвал Яндекс.Метрика