Заголовок

Thrash-metal умер? Да здравствует Король!

А.Звербулис | февраль 2011

«Что бы я хотел сказать? Ты знаешь, дружище, просто бери и играй»

Клиффорд Ли Бертон, «Metallica»


Вместо предисловия


Мир рок-музыки многолик и неоднозначен. Многолик обилием жанров, вокальных техник, своей собственной историей. Неоднозначен он тем, что никогда нельзя сказать, что будет завтра, что появится нового, завораживающего и пленительного, что именно достучится до миллионов сердец. Я хочу рассказать о том, что не просто достучалось до моего сердца, а пробило его насквозь, оставив навсегда незаживающий узор, пульсирующий своей энергией… Thrash metal!


Итак!

Само понятие thrash metal появилось тогда, когда армия молодых металлистов уже была знакома с творчеством « отцов » металла «Black Sabbath», «Judas Priest»», «Motorhead» и «Iron Maiden», которые определили тяжелое звучание. Как мы все прекрасно помним, это британские группы, и во всем мире в то время многие пытались создать что-то подобное, но особого прорыва не наблюдалось, все строилось на основе звучания «второй британской волны». Но, уже к началу 1980-ых годов, вчерашние фанаты создали то, что изменило музыку с таким поворотом, который, как поезд, сошедший с рельс, снес все, оставив огненную колею.

Anthrax “Death from above”

Дело в том, что на тот же «Iron Maiden» в Штатах «нанесли лак», создав тем самым глэм-рок. Грубо говоря, создали поп-рок, и это не могло пройти мимо фанатов агрессивной музыки. Они решили вывести тяжелую музыку на качественно новый уровень. Они искали звучание потяжелее, по-злее, чем то, что существовало тогда в эфирах радиостанций. Если говорить откровенно, то thrash metal создавали в большинстве своем ребята, которые были лишены в детстве семейного счастья: у кого-то не было родителей или они были, но являлись садистами или алкоголиками, а кто-то давно бродяжничал и не имел своего угла.

Подростки были, конечно, злы на жизнь, их многое не устраивало, главное, они не знали, как повлиять на нее и что делать, но одно они знали точно - они готовы были умереть за ту музыку, которую слушают, и которая САМА ИХ понимает. Бесстрашие, драйв и ненависть рождали стиль.

Megadeth “My last words”

Слово «thrash» переводится как «бить», «колотить», но его уже давно загнали под аббревиатуру T.R.A.S.H: Temp — темп, High Rhythm — высокоскоростной ритм, Attack — атака, Speed — скорость, Horror — ужас. И это не случайно. Музыка действительно скоростная, ударные с пулеметным темпом качают ритм, а гитарные соло остры как стрелы, но, самое главное - это рифы, мелодические фигуры, которые пришли из джаза и свинга. Не удивительно, что очень часто можно встретить барабанщиков и гитаристов трэшеров, которые в прошлом играли джаз.

Аранжировки удивительны, тональности меняются в одной песне по несколько раз, как и ритм. Всегда интересно быть в ожидании того, что же можно услышать в композиции дальше.

Slayer “Angel of death”

Metallica “Disposable heroes”

Итак, начал складываться новый стиль. Исторически принято считать, что его «родителями» стала «великая четверка» Metallica, Slayer, Anthrax и Megadeth. Однако, я думаю, что это не совсем так, поскольку в то же самое время появились еще очень яркие группы, которые повлияли на раннее творчество «четверки». К слову, из Exodus в Metallica ушел Кирк Хэмметт, из Metallica Дэйв Мастэйн, который собрал Megadeth и чьи некоторые песни были в первом альбоме Metallica, когда сам Мастэйн в ней уже не участвовал. Собственно, историй много, акцентировать внимание не буду, скажу лишь, что эти группы появились в трех местах. Из Лос-Анджелеса были Metallica, Slayer и Megadeth, из Сан-Франциско - Exodus и из Нью-Йорка - Anthrax и Overkill.

Трэшерам не просто хотелось играть быстро и энергично, но еще и технично, поэтому материал отличался не только «музыкально», но и использованием сложных техник. Разумеется, это отразилось и на вокале, многие смешивали вокальные техники, хотя, конечно, экстремальных техник тогда еще не было. Вокалисты просто искали что-то новое, экспериментировали со своим голосом, но именно тогда и зародились основы экстрим вокала. Об этом подробнее рассказывает статья «Гроул и скрим. Истоки экстремальной техники»

Overkill “Rotten to the core”

Hirax “Satan s fall”

Metallica “Hit the lights”

Скрим и гроул присутствовали у всех команд и не редко сочетались с чистым выразительным вокалом. Все это приводило публику в жуткий восторг. Прыжки со сцены, разбитые в кровь лица, раздолбанные в пыль залы – все это давало выплеск эмоциям с обеих сторон, как музыкантам, так и их зрителям.

Anthrax “Metal thrashing mad”

Конечно, многим это сразу не понравилось, поскольку было ни на что не похоже. Такую тяжелятину тогда не играл никто. Сейчас уже практически совсем не отличить группы, играющие в одном стиле, есть у всех и тяжелый звук, и формы, определяющие стиль. А тогда можно было сразу различить по звуку и манере не только название команды, но даже и из какого она штата.

Таким образом, можно смело сказать, что thrash был рожден в США в начале 1980-ых, и это было что-то совершенно иное, это была самая тяжелая, самая сумасшедшая и быстрая музыка. При этом с командами никто не подписывал контракт, они не записали ни единого альбома, а о них уже знала вся Америка!

Megadeth “Tornado of souls”

Metallica “Master of puppets”

В те годы записи делались кустарно на простые аудио кассеты, и музыканты обменивались ими между собой, записи были ужасного качества, но каждый был горд включить ее в своем магнитофоне как можно громче. Собственно, так группы знакомились между собой, организовывали свои совместные концерты, и, по иронии судьбы, они проходили зачастую в тех же клубах, что и концерты глэм-металлистов.

«Однажды мы стояли после концерта и пили пиво, и тут я увидел Никки Сикса. Я тут же крикнул «Motley Crue говно!», Никки кинулся за мной с кулаками, но куда ему было до меня на своих 12 сантиметровых платформах»

Ларс Ульрих «Metallica»

Одним словом, трэшерам было не так-то легко. Имея армию фанатов, в чьи ряды шло постоянное пополнение от выступлений в клубах, всеобщего внимания они не вызывали. Радиостанции по вполне понятным причинам не могли поставить после Фрэнка Синатры какой-нибудь трэш-металлический хит. Тексты были полны насилием, агрессией, смертью, и даже сами названия пугали общественность, хотя именно это и привлекало молодежь купить пластинку со страшной обложкой.

Однако присутствовали тексты и о политике, социальной несправедливости, и войне. Трэш развивался так же стремительно, как и скорость его гитарных соло. Но… По радио их было не услышать, компании контракта на запись альбома подписывать не хотели. Все музыкальные критики смотрели тогда, в основном, в сторону одной команды. Это была Metallica. Она намного опережала своих коллег по «металлопрокату», выпуская просто сногсшибательные трэш-альбомы. Хотя мне хотелось бы сделать акцент на их самом значимом гитаристе первого альбома - Дэйве Мастэйне. Он уже тогда, когда пришел в группу, играл лучше всех и сочинил классические трэш-композиции. Его личное творчество складывалось вокруг его самого, а не всей группы. Побеждая свою наркозависимость (увы!), он снова возвращал своей группе Megadeth имя «отцов» трэш-металла. Мастэйн всегда был одиночкой, остальные музыканты – это лишь приглашенные в группу на время записи и туров.

Всеобщая популярность к трэшу пришла в 1986 году, группы уже свободно знакомили со своей музыкой весь мир, мобилизуя все новых солдат металла, которыми становились не только мужчины!

Wench “Sins”

Кстати, интересно, что в этой команде (в Wench играли только лица женского пола) вокалистка, Яна Чупенко имеет славянские корни.

*****

А как реагировала «старушка» Европа?


Много появилось команд в Европе, и теперь музыканты сотрудничали со своими вчерашними кумирами напрямую. Все это получилось благодаря смелости первых звукозаписывающих компаний, а так же тем самым «отцам металла». Всего две компании «Metal blade record» и «Megaforce Records» решились разрекламировать этот стиль. Но это, в итоге, было не зря.

К примеру, тот же Оззи Осборн брал с собой в турне Metallica, они были разогревающей группой. Осборн говорил так: «Когда они отыграли свои песни и должен быть мой выход, я просто не знал, что и делать, публика была уже заведена до предела, и я старался теперь не упускать их драйв».

Потом те, кому повезло больше, подтягивали своих друзей и так же брали их с собой в тур. Таким образом, трэш-сцена сформировалась и качала всю молодежь 80-ых в своем сверхскоростном темпе. У музыкантов всегда был свежий подход к проблеме, казалось, что стиль может развиваться бесконечно, что теперь победа достигнута, и все должно быть замечательно, все эти труды оправдались. Но была и другая сторона.

Молодые основатели агрессивной и заводной музыки столкнулись с массой проблем, о которых почему-то не говорят. Большинство своего времени они проводили на гастролях, автобус, на котором они передвигались по стране, становился их домом, они были оторваны от родных и близких на несколько лет, там же, в дороге, они репетировали, сочиняли новые композиции. Разумеется, многие «сошли», не выдержав такого ритма жизни. Часто музыкантов просто обманывали и ничего не платили за выступления. Никакой постоянной работы, отсутствие средств к существованию, но еще страшнее, если музыканты уходили трагическим образом.

В 1986 году в автобусной аварии погиб басист Metallica Клифф Бёртон. Ему было всего 24 года. По сей день, он является одним из самых лучших бас-гитаристов в истории музыки. Авария, которая случилась с Death Angel, привела к тому, что группа распалась на время. Четверых музыкантов просто пришлось ставить на ноги 2 года, они чудом не погибли. Многих не стало из-за того образа жизни, который они вели, кто-то умер от наркозависимости, у кого-то случился сердечный приступ прямо на сцене. Поэтому, эту музыку сложно назвать работой, и полноценной жизнью тоже не назовешь, она не похожа на жизнь эстрадных звезд. Жизнь в ТАКИХ гастролях определенно не для каждого, тем более, если после них даже не на что жить. Приходилось идти на жертвы.

Иногда честно и просто объясняли так: «Я ничего и делать-то не умею, а свернуть я просто не могу. Получается, мои друзья зря отдавали жизнь?»

Кульминационным же для стиля стал конец 80-ых. С рождением известного шоу «Битва титанов», где на одной сцене выступали самые яркие трэш – коллективы , Slayer, Anthrax и Megadeth.

Многие музыканты высказали точку свою зрения о том, что двери трэша в 1990 закрылись. После успеха Nirvana с металлистами никто не хотел подписывать контракт. В мире набирала оборот эпоха «гранжа». Металлической музыки было уже очень много, она, как ведро с болтами, была выплеснута в молодежь, и фанаты пребывали в эйфории. Но именно это и заставило музыкантов искать что-то новое, постепенно переходя в другое русло. Это вполне естественно. Талант не останавливается в развитии.

Удивительно то, что сами металлисты брали гранж-музыкантов с собой на концерт и вписывали в свою общую рок–семью. А вот гранж-музыканты никогда не «платили по счету», когда уже сами становились популярными. Просто это были ребята другого времени и взглядов, они не играли 6 лет в подвалах и заброшенных домах, не отрывались на тусовках, их техника игры не была такой сложной, то есть гранж представлял собой полноценный коммерческий проект.

Году в 84-м на Metallica, Slayer, Anthrax и Megadeth можно было сходить всего за 5 долларов и потом вместе с ними же повеселиться после концерта. Трешеры всегда были более просты и открыты, они не боялись выступать на одной сцене с группами другого стиля. Злая машина шоу–бизнеса и СМИ делали все, чтобы стиль был быстрее забыт и похоронен. Никакой поддержки от радио или ТV. Даже первооткрыватели стиля из-за этого просто поменяли звучание и перестали быть трешерами, та же Metallica, например. Это был удар для фанатов. Смысл для многих исполнителей был потерян, руки просто опускались, когда им отказывали в выступлении, казалось, они снова вернулись в начало. Без фанатов, новых альбомов и уже потерянных навсегда друзей. Треш уходил в историю. Кто-то уже начал снимать репортажи в стиле «как это было».

*****

Прошло всего лишь 10 лет, но это оказалось так много и так мало для музыки! Десятки команд в каждой стране в 80-е получили билет на успех. В 90-е только одна… Pantera. Когда не было ничего нового в плане трэша на прилавках магазинов, заполненных продукцией гранж и пост–гранж команд, всегда ярко выделялась огненная обложка треш–металлической группы Pantera. Pantera продавала миллионы дисков, она собирала огромные залы и стадионы, она дала новую жизнь и надежду как молодым командам, так и ветеранам тяжелой музыки.


Эта группа победила ставки шоу–бизнеса, доказала еще раз, что популярности можно добиться не только рекламой и вложенными в музыканта деньгами, а своим творчеством. К этому успеху они шли все эти 10 лет. Они добились, они заставили мир слушать себя. Великий гитарист Даймбэг Даррелл развил скорость своей игры до небывалого уровня, вокалист Фил Ансельмо смешивал все имеющиеся техники вокала, используя ВСЕ свои голосовые возможности!

Они дали жизнь стилю и, не зримо для себя, создали и развили грув-металл (groov–metal). Все это, конечно, не расскажет вам о стиле в полной мере. Его история, его события требуют целой книги. Все это расскажет о ТЕБЕ! ТЫ сам занимаешься музыкой, учишься играть, петь или уже где-то выступаешь серьезно или ты еще у черты и не можешь решиться? Посмотри на тех, кто в 80-е стал играть так необычно, что все тут же начали хаять и плевать в музыкантов, кто развил стиль игры до такой высоты, что многие спецы говорили «так нельзя, да он самоучка, не обращайте внимания», на тех, кто, тем не менее, заставил обратить на себя внимание ВЕСЬ МИР!

Трэш - уникальный стиль. Уникален он для ТЕБЯ и как пример того, как надо ЛОМАТЬ СВОИ СТРАХИ!!!

И вот те самые примеры. Команда Death Angel записывала свои альбомы, когда им было 13-15 лет!!! В этом возрасте они уже разогревали на концертах имеющую популярность Metallica. А ТЫ считаешь, что еще слишком рано, чтобы учиться, что все придет само собой если на то сложатся как-то звезды или события? Вокалист Testament – североамериканский индеец, вокалист Hirax – чернокожий афроамериканец. Death Angel - филиппино-американцы. А ТЫ считаешь, что «как-то не так» будешь смотреться в группе?

Testament “Disciples of the watch”

4Arm из Австралии, Sepultura из Бразилии, Melechech из Израиля. А ТЫ считаешь, что далеко живешь от продвинутого центра? САМОЕ ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ!!! Пора сбросить старую кожу. Раньше не было никаких пособий, учебников и прочего материала, имелись лишь скудные понимания исходя из чьих-то не совсем качественных записей. Теперь, когда двери открыты и все, ВСЕ абсолютно для этого есть, пора начинать.

4Arm “Carnal”

Вы видели где-нибудь нашу популярную металлическую команду на западных турах? Таких команд нет. Когда-то были попытки в конце перестройки у многих наших соотечественников, но очень не долго. Интерес у Запада к нашим музыкантам пропал быстро. Нашей сцене просто необходимо развитие. Заставь, как Pantera, всех вздрогнуть, неси свое искусство через любые преграды, докажи всем, а главным образом самому себе, что ТЫ ЭТО СДЕЛАЕШЬ. Для этого необходимо учиться. Я знаю, что ТЫ - яркая личность, у ТЕБЯ ЕСТЬ СИЛЫ!!! Мы с тобой так же знаем, что яркая личность, попавшая в искусство, создает свой мир, и в этот мир уводит за собой огромное количество людей и даже целые поколения.

Pantera “Cowboys from hell”

Секрет успеха групп не только в том, что они создали что-то новое, а, главным образом, в том , что их песни НЕ СКУЧНЫЕ и по сей день. Я знаю, ТЫ временами борешься со своим внутренним миром, потому что он не соответствует действительности. Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ.

Именно это и надо направлять в искусство. Учись этому! Посмотри на современных наших исполнителей, тех же рокеров, это даже бывает смешно… Ведь борьба со своим внутренним миром у всех когда-то заканчивается, и, надо сказать, по-разному, но если мы говорим в музыкальном плане, то, когда песня становится эстрадным номером, она приобретает широкую известность и публику разных слоев, и тут, на мой взгляд, важно быть музыканту честным с самим собой.

Грубо говоря, если ты уже «не свой», то и не надо под него «косить», зарабатывай и вставай в одну шеренгу с теми, кого ты, может, и не любил. Сейчас слово «рок» затерто и так же «расплывчато», как слово «судьба», «добро», «время». Скажем, кто-то согласен, что группа N - рок-группа, а кто-то нет. Может уже пора придумать другое название музыке, которая не эстрадная, не коммерческая, а своя личная? Может ТЫ и станешь тем, кто откроет и разовьет новый стиль? Тогда смелее, вникай, постигай, открой свое сердце и не слушай тех, кто против тебя и твоих взглядов, мсти им своим стремлением к мастерству!


Послесловие


На самой первой демо записи Metallica после исполнения песни Hit the Lights, Хетвилд сказал: «Мы – Metallica и вы Metallica». И он абсолютно прав. Мы принимаем по истине душой только то, что любим, то, что отражает нас и является необходимой составляющей внутреннего мира, и мы являемся частью этой музыки. История одного стиля доказала, что невозможного нет. КАЖДЫЙ ИЗ НАС имеет полное право войти в Историю!

Metallica “For whom the bell tolls”

«Никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, ибо он звонит по тебе…»

Эрнест Хэмингуэй

В следующей статье начинается разговор об экстремальных вокальных приемах.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика