Заголовок

Гроул и скрим. Истоки экстремальной техники

А.Звербулис | январь 2011

«Если маме не нравится ваша музыка, то это хорошо, значит так и надо играть дальше»

Ян Фрейзер Килмистер, вокалист Motorhead

Рок-музыка всегда была продуктом эволюции других музыкальных стилей и направлений, поэтому так сложно четко определить ее корни. Она была похожа на гремучую смесь, она закипала внутри каждого, она не давала покоя никому вокруг, никогда, потому что ее фундаментом был протест. Он был везде, от философии в текстах, до яркого внешнего вида, который и сейчас кажется инопланетным для окружающих. Самовыражение. Как еще можно было выразить свой взгляд на окружающий мир? Рок-музыка в чистом виде - это война, в которой целью стоит доказать: «Эй, это я, мне есть, что вам сказать!»

Первые шаги были сделаны в этом направлении легендарными афроамериканцами Чаком Берри, Литтлом Ричардсом, Фэтсом Домино, но, ввиду расовой дискриминации, предпочтение отдавали «белой сцене» и по понятным причинам наибольших успехов добились и вышли в мейнстрим Элвис Пресли и Билл Хейли. Но это был рок-н-ролл, танцевальный, больше эстрадный жанр музыки, заводящий своим драйвом все поколение 50-ых XX века.

На другом берегу океана, в Великобритании эти ритмы блюза с энергией молодых музыкантов превратили рок-н-ролл в понятие «Рок-музыка». Именно с середины 60-ых она становится главным выразителем противоречия между сложившимися нормами в обществе и взглядами нового поколения, поколения, которое хотело быть услышанным..

Рок оккупировал вскоре весь мир, и именно с этого времени музыкальный шоу-бизнес заработал как мощная машина. Свой адреналин одними из первых выплеснули бит-группы, музыка, которых была основана на блюзе. Самыми выдающимися были The Beatles, Kinks, The Who. Но считается, что именно Rolling Stones стали первой рок-группой, поскольку они в своей песне «I Can’t Get No Satisfaction» (август 1965) для своего времени звучали необычно тяжело, а вот использовать утяжеленный гитарный риф, взятый за основу музыкальной составляющей начали The Kinks в песне «You Really Got Me» (август 1964) и получили статус «гаражного рока».

Rolling Stones "I Can’t Get No Satisfaction"

The Kinks "You Really Got Me"

Таким образом, на мировую сцену постепенно начал выходить жанр «рок-музыка», жанр многогранный, не имеющий рамок. Однако вокал исполнителей немногим отличался от вокала эстрадных «мальчиковых групп». Отличие проявлялось лишь в напоре и подаче, что заводило публику и не могло пройти мимо слушателя. Экспрессия в поведении рок-групп на сцене служила катализатором для взаимной отдачи эмоций слушателей в зале. И после «Британского вторжения» вышеперечисленных групп в США, все это не могло не повлиять на формирование своего феномена рок-музыки в Штатах.

В конце 1965 года в Америке начал зарождаться психоделический рок. Одной из первых в этом направлении стала работать группа The Byrds. Ярким годом «психодела» стал 1967, в котором сформировалась отдельная субкультура хиппи, поклонников психоделического рока. Эти молодые люди устраивали антивоенные демонстрации, пропагандировали свободную любовь и, конечно, всем известную страсть к расширению своего сознания посредством наркотических веществ.

Разумеется, психоделические группы с такими взглядами на жизнь начали уходить в андеграунд, их концерты стали запрещать, останавливать выступления в клубах, но молодежь от этого интересовалась ими только еще сильнее. Запрет, мистические тексты, революционные взгляды, мощная музыкальная подача, харизматичные участники группы – вот что стало критерием успеха. Наиболее ярко это выразилось в творчестве группы The Doors. Ее вокалист Джиме Моррисон одним из первых увидел необходимость вносить в вокал, при своем чистом природном голосе, элементы хрипа, сипа и связочного надрыва (песня «Back door man»). В это же время подобный вокальный эффект применяла Дженис Джоплин (песни «Take another little piece of», «Summertime»).

The Doors "Back door man"

Janis Joplin "Summertime"

Вокалисты применяли сип и хрип в дальнейшем все чаще, ввиду того, что этого требовала музыка. Яркие соло, ритмы и психоделика несли за собой необходимость подчеркивания эмоции. Чистый вокал не мог дать ощущения полноты чувства, вложенного в песню, и все больше и больше групп стали фрагментарно использовать эти новые приемы в своих композициях, например, Led Zeppelin ( песни «Whole lotta love», «Money»), Blue Cheer (песни «Rock Me baby», «Just a Little Bit» ), The Stooges ( песни «Your Pretty Face Is Going To Hell», «Tight Pants» ) и многие другие.

Led Zeppelin "Whole lotta love"

Blue Cheer "Rock Me baby"

The Stooges "Your Pretty Face Is Going To Hell"

Началось зарождение хард-рока и хеви-металл. Тексты уже не были политизированы и наполнены бунтарскими идеями, они становились все мрачней и мистичнее. Эти стили музыки определенно требовали нового, более мощного звучания и инструментов, и голоса.

Хард-рок, как и хеви-металл, складывался как целенаправленное музыкальное акцентирование на соло-гитару и вокалиста. Вокал с этого периода начал стандартизироваться, а именно: предпочтительным для такого стиля стал высокий чистый голос с подключением на верхах хрипа, если того требовала песня. Нельзя не выделить такие явления как Deep Purple, Led Zeppelin, Alice Cooper (песни «I'm Eighteen», «House Of Fire») и легендарных Black Sabbath (песни «Iron Man», «Sabbath Bloody Sabbath», «N.I.B.»).

Alice Cooper "House Of Fire"

Black Sabbath "Sabbath Bloody Sabbath"

Black Sabbath "N.I.B."

Вокал, как и гитарные рифы с соло исполняли в музыке рок-групп вполне определенные функции. Эта музыка не была просто роком, она несла в себе заряд мощной энергии, основанной на тяжелых рифах, упругом басе, виртуозных соло и пронзительном вокале. Она становилась все более сложной, необходимость музыкального профессионализма отсеивала недостаточно подготовленных исполнителей. Понятно, что и вокалисты должны были обладать большими голосовыми возможностями. Вокал в хэви и хард-рок группах занимал особые позиции, во время работы над звуком инструментов вокалисты тоже не сидели на месте, а размышляли над созданием своего более расширенного голосового звучания, но стоит заметить, что за период с начала 70-ых по начало 80-ых в тяжелой музыке вокал все же был чистым, если не учитывать особенности самого голоса певца.

В 1975 году была создана группа Motorhead, которая не только вывела в свет новый стиль спид-металл, но и задала оригинальную основу для звучания вокала в тяжелых группах - специфический хрип вокалиста Яна Килмистера использовался не фрагментарно, а непрерывно на протяжении композиции, хотя исполнял он песни и чистым вокалом («Trigger», «No Class» ).

Motorhead "Trigger"

Motorhead "No Class"

Итак, можно сказать, что высокий вокал с примесями «скрипучих», «рычащих» оттенков встречался настолько часто, что без него уже «утяжеленная» музыка не звучала. Однако работа с расщеплением связок началась только в начале 80-ых, с появлением такого стиля как трэш-металл и его ответвления - блэк-металл.

Сама музыка стиля трэш-металл была выстроена на агрессивной подаче вокала и скорости игры музыкантов, тексты их просто были «залиты» кровью и насилием. Тяжелые быстрые рифы и скоростные соло на искаженном звуке обязывали петь, используя расщепление связок, иначе вокал просто не укладывался в общий музыкальный фон. В одном и том же году, а именно в 1981, образовалось сразу три величайших, как мы теперь оцениваем, трэш-команды: Metallica, Slayer, Anthrax, и чуть позже, в 1983 - Megadeth, которые внесли большой вклад в рок-музыку в целом и дали старт развитию огромного количества стилей металлической музыки и экстремальных вокальных техник.

Metallica "Whiplash"

Хотя вокал был очень близок к скриму или гроулу, но назвать его таковым все же нельзя. Впервые технику пения с расщеплением ложных связок или скрим (скриминг) использовал вокалист блэк-металлической группы Bathory Томас Форсберг в 1984 году. Блэк-металл стал первым стилем, где вокалисты применяли в своих песнях только лишь скрим или гроул и очень редко пели чистым вокалом, обычно приглашая сессионных певцов для его записи. Среди ветеранов блэк-металла можно отметить Venom, Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal.

Bathory "Reaper"

Mayhem "Necrolust"

Immortal "Tyrants"

Что же было дальше? А дальше «дерево» металлического рока стало неудержимо разрастаться, ведь все хотят быть услышанными, вы не забыли? Каждая группа привносила что-то свое, стили плодились с небывалой для музыки скоростью… Этот процесс мы видим и сегодня, и это уже не назовешь ИСТОКАМИ, крона дерева все больше удаляется от своих корней...

Разумеется, история экстремальных вокальных техник не исчерпывается приведенной информацией, это лишь попытка рассказать об истоках ДРУГОГО вокала, который специалистами в области вокала традиционного даже не признается пением. Можно ли признать его таковым или нет, я думаю, разберется ИСТОРИЯ. Экстремальные техники – массовое явление, а «если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно»…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика