Заголовок

Как петь «свободно и легко»?

А.Егорова | апрель 2014

Продолжение темы. Начало смотрите в предыдущей статье.

Теперь вернемся к определениям певческой опоры, с которых я начала, и разберем подробно, что нужно держать, что расслаблять и чем тужиться....

*****

Итак, то, что дышим мы все диафрагмой абсолютно всегда, так как это дыхательный орган, я думаю, повторять не надо никому.

Почувствовать опору на нее невозможно, зато возможно на поперечную мышцу, от которой она напрямую зависит, и ощущения которой многие принимают именно за ощущение диафрагмы. Когда диафрагма прогнулась - воздух вошел в определенном объеме (зависящем, кстати, от предшествующего выдоха), остановился или оперся, и в прежнем направлении его движение на этом, к счастью, заблокировалось. Остается только вернуться назад, то есть выдохнуть. Данное состояние технически соответствует понятию «опора».

Что будем дальше делать? Тужиться? Ну тогда получим эффект воздушного шара, если резко сдавить его... нет, не лопнем, конечно, но воздух сразу же растеряем (причем неизвестно, в каком направлении).

Тогда что, будем петь расслабленно?

Позволю себе здесь привести цитату вокального тренера Cathrine Sadolin, автора известной многим книги «Complete Vocal Technique» и создательницы одноименного вокального метода.

«Миф, основанный на том, что петь нужно совершенно расслабленно, сотворил много вреда. Согласно моему опыту вокальные проблемы рождаются чаще от недостатка энергии, чем от ее избытка. Когда начинающим вокалистам не удается взять высокие ноты, чаще всего это связано с их боязнью использовать физическую силу или же попросту потому, что им ее не хватает. Они ошибочно верят, что во время пения надо быть расслабленным, потому что так говорят.... Когда же учатся прилагать силу и потеть во время вокалирования, многие проблемы исчезают. Это утопия - верить в то, что вокал - спонтанный процесс, который не требует энергетических затрат! А кто хочет петь сложным стилем: агрессивным или мощным, придется потрудиться еще сильнее».

Упомянутый ранее «воздушный столб» должен поддерживаться чем-то, так чем же еще, как не мышцами, ответственными за расширение ребер, грудной клетки, шеи. Одновременно эти же мышцы отвечают и за осанку, что не случайно, так как вокалист, будучи сам музыкальным инструментом, должен сохранять «корпус» таким образом, чтобы не осложнять циркуляцию воздуха.

Этого не отрицает ни один вокальный педагог, правда, значительно упрощая смысл. Мол, достаточно просто выправить осанку и голос польется, как по маслу. Нет, ребята, не достаточно, приняв прямую позу без анкеровки вы получите ситуацию из известной басни Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» Хорошая осанка - не синоним анкеровки, а одна из составляющих.

Выравнивание тела, головы и шеи в сочетании с их тонусом, дает возможность и улучшить резонанс, существенно влияя на обертональную окраску.

*****

В нашей стране в современной или «легкой» (как сказал бы Новосельцев из всеми любимой комедии: «легонькой такой») музыке издавна сложилась традиция именно легкого пения: это и бардовское напевание, и романсы, и такая ностальгически-нежно-плаксивая эстрада, с целой эпохой в виде «миражей», «комбинаций», «блестящих», «ласковых маев», равно как и западной, но расцветшей пышным цветом именно в России, как «Modern Talking», Sandra, «Radiorama», «Fancy», «Joy» и проч., и проч.

Связано ли это с вокальными предпочтениями нашего менталитета или же с музыкальными вкусами - сказать трудно, но именно в силу этого возникла традиция «попсового мяуканья», вполне справедливо давшая повод для насмешек сторонников академического вокала.

Еще бы, ведь там не помяукаешь, академист без анкеровки петь просто не сможет, а тем более «покрыть своим голосом стадион»! Хотя это, впрочем, не отрицает знаменитого мифа о том, что «научившись академу, можно петь все». Ведь анкеровка - это только одна из составляющих вокала, и не дается «в нагрузку» к «куполам», «низкой гортани» и «округленному рту», как пшенка к красной икре. Именитые вокальные школы учат ей всех вокалистов, а не только классиков.

Дабы не быть голословной, сравните несколько видео с вокалистами, не использующими анкеровку (то есть поющими расслабленно) и владеющими ей (помогающими себе мышечной силой):




*****

Как я уже упоминала выше, анкеровке обязательно учат в академическом вокале, правда все это входит в понятие «певческой опоры» с объяснениями, часто мало дающими возможность вникнуть в суть. Отдавая себе отчет в том, что мышцы должны все же работать (несмотря на расслабленное пение...), преподаватели часто заставляют студентов Консерватории «пытаться поднять рояль», «сдвинуть стену», а дабы выровнять осанку - «представлять, что к макушке привязаны нитки, за которые кто-то тянет».

А вот профессор Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, работающий исключительно с академическими вокалистами известных оперных театров Италии, пишет об этом так:

«Давление и напряжение не являются синонимами: давление - это сбалансированное напряжение. Петь громко или тихо, высоко или низко, не задействовав давление, не возможно. Когда напряжение снято, получившийся в результате тренировок сбалансированный механизм производит звуки, которые кажутся легкими и свободными.

Эффект, родственный тому, что производит прекрасно натренированный скоординированный атлет. Необходимо помнить, что в искусстве все является продуктом артефакта: в данном случае того, насколько усвоена дисциплина по контролю каждой мышцы тела, чтоб создать иллюзию простоты и естественности. Без этой физической дисциплины искусство вокала не могло бы существовать.

Если бы преподаватели по вокалу здраво оценивали свой прошлый вокальный опыт, то вспомнили бы тот период, когда их голоса были ведомы чрезмерным физическим напряжением. Этот период необходим в вокальном развитии большинства вокалистов, потому что без этого физического «усилия» они никогда бы не усвоили мышечную дисциплину, которая дает им возможность познать и скоординировать между собой дыхательные и фонаторные силы.

Как бы то ни было, вокал - это абсолютно атлетическое действо, и советовать студенту создавать звук в расслабленном и естественном состоянии - это, мягко говоря, недоразумение.

С другой стороны, не сбалансированное и форсированное напряжение может нанести вред голосу.

Потому часто студенту-вокалисту ничего не остается, как самостоятельно искать необходимый фонаторный баланс, посредством телесных и внутренних ощущений, прислушиваясь к производимому звуку.

Занятия же вокалом должны преследовать цель научить студента правильному балансу между давлением, напряжением и сопротивлением, а также необходимой ловкости, позволяющей сочетать давление с сопротивлением при минимуме напряжения. Только это позволит опытному зрителю с прекрасным зрением не заметить усталости и страданий в теле вокалиста, а только то мышечное напряжение, что дарит пению ощущение естественности».

*****

То есть, вокальный процесс построен на балансе активации и расслабления, тем более, что большинство и других действий устроено таким же образом, благодаря мышцам-антагонистам. Когда одни мышцы активируются, другие расслабляются и наоборот. Так действуют, например, мышцы рук, ног при сгибании-разгибании и многие другие.

Когда необходимый баланс получен и применимо то самое выражение, что вокалист поет «не горлом, и не на связках» (корректнее было бы сказать не перегружает их), а «кладет звук на воздушный столб», создаваемый при помощи удержания его анкеровкой (то есть мышцами тела). При этом такое состояние опытный вокалист может воспроизвести абсолютно в любой позиции: сидя, лежа, танцуя, наклоняясь назад и вперед (правда, всегда сохраняя линейность головы, шеи и спины) и совсем не обязательно стоя по струнке. Ведь важны, как уже было обозначено, правильные пропорции и работа нужных мышц.

*****

А вот понятие «тужиться» я бы навсегда исключила из вокального лексикона, не потому что сноб, а потому что оно в корне не верно. Во-первых, это способствует вокальному зажиму, во-вторых, помогает именно выталкивать воздух назад, а не удерживать его.

Говорить: «Держи воздух, тужься и пой расслабленно» - все равно что: «Стой там - иди сюда!»

*****

Когда же нужно расслабляться в таком случае? Тогда, когда это логично, то есть когда нужно помочь воздуху войти в организм. Ведь если во время вдоха мышцы напряжены, то воздух не войдет. Хотя и тут не все так просто. Чтобы воздух вошел, нужно еще, как говорят педагоги, «раскрыть горло» или «не зажимать гортань», предлагая для этого панацею от всех «бед»: «вокальный зевок».

Безусловно, он способствует этому, хотя одновременно тянет за собой и остальную «связку» из понижения гортани, «купола» и округления рта. Если кому-то не по вкусу такой набор, то нужно просто научиться раскрывать ложные связки. Но, возвращаясь к зевку, будет справедливо сказать, что это не такое уж и расслабленное действие, так как и расширению «горла» способствует активация определенных мышц, раздвигающих ложные связки.

Если этого не произойдет, то вокалисту придется всасывать воздух, подобно пылесосу, астматику или утопленнику, что часто приходится и наблюдать. Ведь в обычном режиме молчания или разговора ложные связки пребывают в нейтральном состоянии, а у кого то и в несколько сжатом.

Когда вы находитесь в состоянии эмоционального стресса, как то - страх, сильное волнение, радость и т.п., мышцы сжимаются, не пуская воздух, а заодно и создавая пресловутый «ком в горле». Это совершенно справедливо заметил и уже упомянутый ранее дедушка Крылов: «От радости в зобу дыханье спёрло»...

Неопытный исполнитель испытывает эмоциональный стресс перед выступлением, отдавая себе отчет в собственных несовершенствах и боясь не оправдать ожидания публики по поводу своего «ангельского голоска». Дыхательные мышцы сжимаются, препятствуя вдоху, равно как и ложные связки, и, начиная петь, он скорей всего именно «каркнет во все воронье горло». Потому так и важен мышечный контроль, в том числе анкеровка, это позволяет управлять собственным организмом, а не пить валерьянку стаканами.

*****

Полное отсутствие анкеровки влияет также на интонирование. Анкеровка же, в частности - головы и шеи, придает стабильность и силу голосу, помогает устранять его «сломы» и «киксы», а также непредвиденную смену тембра, или вокальности.

Очень странно, что даже многие известные западные школы учат искать баланс между звуком и выдохом, учат «сдерживать» и экономно расходовать воздух, ни слова не говоря при этом об анкеровке... Так же как и преподаватели, требуя от вокалиста «поднять мягкое нёбо», не объясняют, почему-то, через какие действия это можно осуществить.

А ведь и это тоже - анкеровка головы и шеи! Зевок, кстати, далеко не самый эффективный прием для этого, как в связи с его «комплексным» воздействием, так и потому, что поднять им нёбо возможно только зевая очень активно, как крокодил.

Да и не в подъеме дело, а в тонусе мышц, так как именно они помогают нёбу закрыться (см. статью «Про мягкое нёбо замолвите слово»), а главное, удерживать его в таком состоянии.

Что толку, если вокалист поднимет нёбо, смачно зевнув перед началом песни, а потом в процессе оно снова опадет? Если вокалист не способен удерживать в тонусе мышцы головы и шеи, то скорей всего так и произойдет.

Также верно, что анкеровка головы и шеи хоть и используется для получения сильного голоса (певческого и разговорного), но также влияет на большую «интенсивность» и четкость тихой фонации, что тоже важно. Публика должна слышать вокалиста даже тогда, когда он поет тихо, а также понимать слова.

Анкеровка тела, в свою очередь, придает фонации энергию, силу и поддержку. Оба вида анкеровки улучшают качество любой фонации, а для таких интенсивных, как опера и бэлтинг, являются обязательными!

*****

Анкеровка постепенно укрепляет и сами мышцы. Профессиональные вокалисты-исполнители, как и спортсмены, обладают развитой мускулатурой, только своей, специфической, то есть вокальной. Поэтому профессиональный вокалист, как и натренированный спортсмен, перестает чувствовать нагрузку там, где вокалист-дилетант или неспортивный человек испытывали бы чудовищный труд.

А поскольку память у многих короткая, то на вопрос о том, как же они так поют, большинство вокалистов отвечают: «Свободно и легко!»

Так что важнее, «опора» или «поддержка»?

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика