Заголовок

Ошибки «высотного мышления» вокалистов

А.Егорова | декабрь 2013

Петь по всему диапазону, желательно бесконечному, мощным «грудным» голосом - мечта каждого вокалиста. Надо сказать, мечта довольно утопическая, не столько в силу практической неосуществимости самого замысла, сколько в силу путаницы в физиологических и технических терминах, коими руководствуется множество пытающихся. Неважное понимание конструкции человеческого вокального инструмента, а также механики его функционирования, приводит ко многочисленным техническим ошибкам, а порой и к вокальным травмам.

Первой ошибкой, безусловно, является регистровое мышление. Немалая часть вокалистов представляет свой голос, как некое подобие клавиатуры пианино: начал с низкого регистра, поднялся в следующий по нотам, как по клавишам. Только вот незадача, на каком-то этапе голос просто ломается и перестает звучать так же хорошо, как звучал в более низком регистре, чего при игре на фортепиано не происходит.

Тут же вступает в силу вторая ошибка - неправильное резонаторное мышление, в частности представление о грудном голосе, как сформированном и «резонирующем» в груди. Это толкает вокалистов на такой отчаянный шаг, как удерживать «грудной голос», не давая ему «подняться» в голову, отчего, естественно, сразу же сжимается горло (а говоря точнее - ложные голосовые связки), блокируется гортань, ее внутренние, внешние мышцы и мышцы подъязычные, ответственные за ее подъем.

*****

Такое противоестественное усилие приведет к неприятным ощущениям в горле, «царапине», голосовой усталости, охриплости, не дав достигнуть, естественно, ожидаемого голосового эффекта.

Вокальные педагоги часто говорят студентам, чтобы они представляли высокие ноты «внизу», не объясняя, почему-то, при этом истинного механизма высотности. Но без объяснения истинной природы процесса вряд ли можно рассчитывать, что кажущееся студенту наиболее логичным поведение будет изменено только силой убеждения.

Можно сколько угодно объяснять зрителю аттракциона виртуальной реальности то, что это всего лишь зрительный эффект, но падать со стула и хвататься за поручни кресла он от этого не перестанет. А вот знание персонального внутреннего устройства, отвечающего за изменение высоты, мощности и окраски голоса, может существенно помочь в изменении тактики поведения учащегося.

Ну и, наконец, третьей распространенной ошибкой является путаница в понимании терминов и природы грудного, головного и смешанного голоса (микста). Тут вступает в силу главное вокальное заблуждение о резонаторах, и возникают такие 3 псевдонаучных толкования. Что грудной голос резонирует в груди, головной - в голове, а микст смешивает 2 резонатора, подобно тому, как домохозяйка смешивает свеклу и картошку в винегрете.

Разберемся в этой статье с первыми двумя ошибками, а о третьей поговорим в следующей.

*****

Первое. Современной акустической физикой и фониатрией точно установлено, что вокальные регистры - это явление полностью гортанное, причем относящееся к одному и тому же типу фонации. Звуки, издаваемые в рамках одного регистра, достаточно близки друг к другу по частоте.

Как факт, в классической вокальной дидактике, говоря о регистрах, подразумевают ряд смежных звуков одинакового тембра, произведенных одним и тем же гортанным механизмом и сбалансированно адаптированных в отношении полостей-резонаторов.

Из физики известно, что длина, масса и напряжение влияют на частоту звука, и данная модель прекрасно подходит к струнным музыкальным инструментам. Голос также следует законам физики, но его биомеханика и аэродинамика гораздо сложнее и подвижнее. Вокалист сам по себе является музыкальным инструментом, но далеко не фортепиано с вертикальной клавиатурой. Наш «вокальный механизм» представляет собой этакий симбиоз струнного и духового. Vocal-cord

Он состоит из двух струн, голосовых связок (недаром в том же английском и итальянском языке они так и называются «вокальные струны»: vocal chords, corde vocali, двух мехов-легких, подающих воздушную струю, и корпуса-деки, нашего туловища, в котором отражается звук, подобно тому, как он отражается в деке скрипки, виолончели или контрабаса.

Последний фактор, хоть и не является для человека столь определяющим, сколь для инструмента, но его влияние все же не стоит недооценивать. Окончательное звучание человека-скрипки (или человека-флейты) будет отличаться от звучания человека-контрабаса (человека-тромбона).

Зачаток звука возникает на уровне струны, то есть в голосовых связках. Тональная высота ноты обуславливается длиной, напряженностью (упругостью) и толщиной вибрирующей массы такой «струны». Напряженность варьируется в зависимости от длины струны: разница в длине определяет разницу в частотности вибрации. За изменение длины голосовых связок отвечают внутренние мышцы гортани.

Но голосовые связки обладают более сложной структурой по сравнению со струной музыкального инструмента и состоят из нескольких слоев, поэтому режим их вибрации может по-разному адаптироваться к каждой отдельно взятой высоте. Как прекрасно знают музыканты-духовики, даже воздушный поток может влиять на высоту звука.

«Геометрия» голосовых связок, а также воздушный поток, проходящий сквозь них, оказывают влияние и на смыкание, а смыкание связок, соответственно, на характер звука.

*****

Perebor-strun-gitaryПоэтому, переходя ко второй ошибке и резюмируя вышесказанное, отметим сразу, что мощь и объем звука в первую очередь связаны с источником его образования, а не с нахождением его в конкретном месте человеческого тела (груди или голове). Представьте гитару: от чего звук зависит изначально, от того, что он в деку попал, или от того, какой толщины струна зазвучала?

Таким образом, если голосовые связки находятся в одном состоянии, то последующий звук изначально будет плотным и мощным, и правильнее было бы назвать его полным звуком (хотя его обычно называют «грудным»), так как он непременно усилится в резонаторах таким образом, что найдет и вибрацию в груди, лицевых костях и других частях тела (консонаторах).

Другое же их состояние непременно породит и другой звук, так что бессмысленно удерживать его «в груди», он все равно будет звучать «тоньше» или «менее насыщенно», в какой бы области мы его ни произвели.

Другое дело, что система отражения звука у человека гораздо сложнее, чем в музыкальном инструменте, и поддается манипуляции при помощи структур, расположенных в гортани и ротоглотке, отсюда совершенно не обязательно, что изменившиеся голосовые связки произведут на свет фальцет или головной звук. Но об этом позже.

Кроме того, тонкая «струна» (по аналогии с гитарой) не всегда является синонимом высокого звука. Так тихий звук, будь он низким или высоким, производится именно подобными «струнами» и их неполным смыканием, по этой причине тот же фальцет возможен на низких и средних нотах (субтон). И такой низкий тихий звук, хоть и дающий по ощущению грудную вибрацию (отражение или консонанс), все равно не будет полным, так как не обладает всем необходимым спектром частот.

А высокий тихий звук, по мере возрастания громкости, интенсивности, вполне может превратиться в полный, подобно тому, как это происходит в таком инструменте, как фисгармония (комнатный оргАн). Нажав на педаль и создав первоначально слабое воздушное давление, мы получим тихий и неполный звук, этакий срез частот, но по мере нагнетания воздушного давления он начинает обретать мощь и звучит по всему спектру.

Человек, обладающий одновременно двумя средствами воздействия: воздушным потоком и голосовыми струнами-связками, так же способен на такие пассажи от, так называемого, «головного» голоса к полному:

*****

НО! И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Не следует путать сильное воздушное подсвязочное давление с большим количеством воздуха, направленного в связки сильным толчком. Такой ударный «ураган» связкам не под силу, они непременно пропустят часть воздуха и снизят давление. Секрет успеха, как раз, в умело поданном небольшом количестве воздуха, удержанном плотным смыканием голосовых связок.

Яркой иллюстрацией данного эффекта является деревянная флейта «Юпитер», если дунуть в нее со всей мощи, то она взвизгнет, издав довольно истеричный несобранный звук, пусть даже и не имея голосовых связок.

Или же, ударив по клавишам органа или фисгармонии, вы только отшибете пальцы, звук же усилится только за счет правильного давления воздуха. При ударе по клавишам рояля звук действительно усилится в силу того, что молоточек стукнет по струнам сильнее, но при этом струны рояля не должны смыкаться и размыкаться, как голосовые связки.

*****

Дабы окончательно устранить путаницу в понятиях «голова» и «грудь», следует уяснить для себя, что же такое явления резонанса и консонанса.

Правильная фонация, в том числе и вокальная, предполагает то, что фониатры, а также преподаватели вокала, называют «баланс резонанса», то есть сбалансированное использование всех пазух, образующих нашу «деку», и которые играют роль «мегафона» для усиления звука: полость глотки, рта и полости носа.

Данные пазухи, в отличие от деки музыкального инструмента, поддаются модификации по объему и форме, благодаря наличию подвижных органов (языка, губ, гортани, мягкого нёба и т.п.).

Garmoniki

Человеческий голос характеризуется одновременным звучанием разных обертонов (как гармонических, так и негармонических), поддерживающих основную частоту ноты, которые могут изменять тембр (их еще называют в целом «окраской» голоса). При этом образуется множество фонаций, описываемых различными прилагательными на основе характеристик, определяемых восприятием (носовой, прикрытый, бархатный, округлый и т.п.).

Резонаторные полости - это пространства, содержащие воздух, способный резонировать, то есть вибрировать, если сталкивается со звуковой волной, произведенной вибрацией голосовых связок. Создается звук, состоящий из полосы частот (гармоник), содержащих пики (форманты), сосредоточенные на естественных частотах резонанса полостей, через которые он (звук) проходит. Иными словами, в зависимости от формы и «поведения» пазух от момента к моменту получающих звуковую волну, усиливаются то одни частоты, то другие.

*****

Необходимо еще раз подчеркнуть, что на самом деле то, что резонирует, что на самом деле образует «резонатор» - это воздух, содержащийся в полости, а не сами по себе пазухи. А почему это важно?

Потому что абсолютно все резонаторы, чтобы «работать», должны быть расположены между источником звука и окружающей средой, образуя, так называемую, «добавочную трубу». Немыслимо, что полости, находящиеся ДО пункта образования источника звука, могут каким-то образом резонировать, поскольку данные пазухи никогда не сможет пересечь звуковая волна! Так что у них нет ничего, что они могли бы усилить. Trubach

Так трубач, играя на своем инструменте низкие ноты, не ощущает вибрации собственной груди, а ведь должен был бы! Если источник звука – его губы, то по определению классиков звуковая волна должна была бы распространиться и вниз, в грудь… Однако этого не происходит.

От легочных альвеол до голосовых связок воздушный поток не вибрирует, то есть он нем, беззвучен, таким образом, дыхательные пути (легкие, бронхи, трахея, то есть - «грудь») не являются резонаторами! Даже если и дидактически показательно, то ошибочно говорить о грудных резонаторах, ведь те вибрационные ощущения, которые при некоторых тональных высотах локализуются в груди, и которые чувствуют вокалисты, как «грудь», не возбуждаются явлением резонанса, а есть следствие мышечной и скелетной вибрации, образуемой передачей звука в составляющие их ткани.

Грудная клетка, грудь и другие части тела не резонируют, а консонируют (от итальянского слова «suonare» - звучать, и приставок «re» - «пере» - еще раз звучать, перезвучать в первом случае, и «сon» - «с, со» - созвучать), то есть, другими словами, они не усиливают звук, а только передают вибрацию в ее первоначальном виде. Отсюда, когда мы говорим о «грудном голосе», то должны ссылаться только на эти ощущения. Подробнее о невозможности резонанса в груди - вот эти статьи.

Точно также и термин «головной голос» применим только относительно вибрации, ощущаемой вокалистом в черепе и костях лица из-за вибраторного «созвучия» данных мышечно-скелетных структур. Так происходит в высоких октавах, после переходного участка, по крайней мере, когда мы говорим о полном голосе, не о фальцете.

*****

Резюмируя сказанное:

1. Реальными резонаторами являются пазухи, в которые направляется воздушная волна, превратившаяся в звуковую, пройдя голосовые связки, то есть находящиеся ВЫШЕ них. Все, что находится ниже, а также скелетные мышцы грудины и т.д. - это консонаторы.

2. Мыслить «по вертикали» бесполезно, это не помогает, вы никуда не подниметесь. Звук зависит от хорошего подсвязочного давления, состояние голосовых связок на момент прохождения воздуха и, соответственно, их смыкания, а также удачной модификации резонаторов, расположенных выше.

*****

Разговор удобнее продолжить на отдельной странице, поскольку по смыслу продолжение разговора, затрагиваемая далее тема может быть выделена в отдельную статью.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика