Заголовок

Вокальности. Смысл и принципы создания

А.Васильев | декабрь 2013

Продолжим разговор о вокальностях, начатый в предыдущей статье на эту тему. Вокальность есть «краска» в палитре тембра вокалиста, смешивая которые он может получить то или иное характерное звучание. Посмотрим теперь на то, а зачем вообще все это нужно, почему так воспринимать звук голоса вернее, правильнее и, главное, понятнее для самого певца?

*****

Итак, схематично, как создать высокий (да не обязательно высокий) «берущий за душу» звук? Основаться на СПИЧЕ, добавить ТВАНГА, идя вверх помочь себе некоей частью КРАЙ, периодически «включая» ФРАЙ, то есть создать звуковую КАРТИНКУ! Мозаику, набранную из тех или иных вокальностей! Kubiki

Самое интересное, что голоса «звезд» подготовленные слушатели довольно быстро начинают «раскладывать» на вокальности, они просто слышны! Слышны их проявления! В каждой ноте может быть разный набор, это нужно понимать, но речь идет о «звездных» голосах!

Есть и определенные ограничения, не все вокальности могут присутствовать в голосе одновременно. Например, nasal и oral twang. Либо один, либо другой, так как создать их ОДНОВРЕМЕННО - невозможно. Фальцет, если он есть, забивает собой все другие, да и такая вокальность - редкая краска в голосах, ее нельзя назвать одной из основных. Fry - вокальность вспомогательная, петь ею нельзя, но без нее чего-то в голосе будет не хватать.

Всем известный микстовый голос - это cry в сочетании с twang, одним или другим, fry (в той или иной мере, на отдельных участках, а иногда и без этих примесей); sob + фальцет (в джазе часто) и плюс fry (или без него) и т.п.

Belting может примешиваться и на средних нотах, не только на высоких. Когда средние ноты очень сильные и мощные по звучанию, так уже и на Ля1 (A4) у женщин возможен бэлтинг.

Чаще всего между собой смешиваются в различных сочетаниях и количествах speech, cry, sob, тванги, конечно, а на высоких нотах и belting. В РАЗЛИЧНЫХ! Это не значит, что они все должны присутствовать в той или иной ноте, что-то может быть, а чего-то может и не быть.

RodeoВ роке, например, почти никогда не используется belting (ни как прием, ни как вокальность), этому стилю соответствует сочетание cry+oral twang. Если применять только вокальность speech в чистом виде, не владея другими, то и будет получаться перелом в голосе при подъеме вверх. На высоких нотах вокальности должны быть другими (и их сочетания).

Так что на вопрос, часто встречающийся, «как поют звезды», можно ответить – смешивая вокальности! В тот или иной момент применяя ту или иную «краску». Как мазки кисти художника, пишущего картину.

*****

Обратите внимание вот на какой факт - мужчины, работающие в стилях рока, как правило, вокалу не обучались, а просто копировали тех, кто им нравился, постепенно вырабатывая свои устоявшиеся привычки. Поэтому среди рокеров так много голосов одинаковых. СОЗДАННЫХ одинаково. Индивидуальный тембр обязательно будет давать свою основу, но вот при пении, особенно относительно высоких нот, голоса рок-вокалистов становятся во многом схожи по своим чертам. Примеры есть в предыдущей статье.

Рокеры используют, как правило, две вокальности - cry+oral twang. Разумеется, для создания характерных нот, в миксте. А еще у многих вокалистов добавляется в этом случае и третья – fry. Про такие голоса можно сказать, что они «с хрипотцой». Cocktale

В других стилях другие певцы тоже смешивают вокальности, но другие и в других пропорциях. Однако, зачем вообще говорить о вокальностях, зачем пытаться как-то выделить в звуке голоса те или иные характерные звуковые «полосы»?

Чем такой взгляд помогает вокалисту?

*****

Вокалист не понимает (это очень часто, это практически всегда), КАК добиться того звука, которого он хочет добиться. Он слышит внутри, как должен звучать, но не может понять, что сделать надо, чтобы звук, пусть и не стал тем же, но хотя бы сдвинулся с мертвой точки, стал ПРИБЛИЖАТЬСЯ к требуемому памятью или сознанием звуку.

Каковы в данном случае советы? «Опоры не хватает…», «Как-то глубоко прозвучало…», «Добавь звонкости…», «Мне кажется, у тебя как-то не стильно это все…»

Можно продолжить.

«Вообще не в кайф, послушай… (такого-то)», «Да заори просто, и будет тебе счастье…», «Это вообще не твоя вещь…», «Не парься, пой пониже, и все будет шоколад…», ну и так далее, и тому подобное. Ну, и? Помогут ли такие советы понять, что сделать-то надо внутри? Вряд ли....

А хитрость-то – в ВОКАЛЬНОСТЯХ! В умении ими распоряжаться!

Но, для того, чтобы распоряжаться, сначала нужно понять, что отвечает за каждую «краску», и как научиться этим «чем-то» управлять… Ведь каждая вокальность создается своим механизмом.

*****

Внутри нашего вокального тракта находятся различные органы. Если говорить о крупных, то это гортань, глотка со ртом, нос. Внутри каждого есть и более мелкие органы. Например, в гортани есть не только голосовые складки, есть еще хрящи (щитовидный, перстневидный и черпаловидные, как самые важные для вокалиста), есть различные мышцы-сфинктеры, помогающие «пережимать» гортань.

Во рту - язык, между ртом и носом - мягкое нёбо. Да и губы, нижняя челюсть - это тоже влияющие на звук органы, пусть их и не назовешь внутренними. Mechanizm

Все то, что может оказать влияние на звук голоса, стали называть подвижными структурами голосового аппарата. Как видите, подвижных структур довольно много...

Так вот, различные вокальности создаются в результате различного участия в создании звука тех или иных подвижных структур. Старая фраза «голос - это результат воздействия голосовых складок и резонаторов на выходящий из легких воздух» слишком неточна. Все равно, что сказать: «Автомобиль движется, благодаря наличию колес и двигателя». Это никак не объясняет сущность происходящих процессов.

Почему такое ГИГАНТСКОЕ разнообразие голосов, вокальных приемов и стилей (включая экстремальные), почему мы можем собственным голосом передавать огромное количество различных звуков?

Потому что система голоса сложнее, слишком упрощенно смотреть на нее с точки зрения дыхание-складки-резонаторы. Такой подход помогает учиться пению с нуля, постепенно. Но потом, когда нужно из уже развитого в определенной степени голоса делать голос «звездный», пренебрегать реальностью нельзя, нужно учесть всю сложность строения нашего вокального аппарата и научиться управлению им.

*****

Так, при подъеме вверх, в гортани нужно изменять состояние определенного сфинктера, изменяя базовую разговорную вокальность speech на twang. В противном случае будет неизбежен уход в фальцет - спонтанное растяжение связок и приобретение ими жесткости.

Но одновременно нужно вызывать и вокальность cry, поскольку требуется предотвратить зажим, работу стоящих на страже фальшивых голосовых связок. Вот вам и микст - cry+twang, от разговорной вокальности ничего не осталось, но и перелом в голосе не наблюдается, а голос звучит высоко, но «полно». Такие «мероприятия» позволили голосовым складкам растянуться плавно, сохранив определенную мягкость (что способствует хорошему смыканию). Поэтому голос не стал писклявым и бедным.

Конечно, нельзя забывать и о воздушном потоке. Если он несбалансирован, то все бесполезно. Тванг не получится, он возможен только при определенном давлении. Да и сам воздух не даст складкам возможности хорошо смыкаться. То есть - хороший вокальный звук от многого зависит...

*****

Умение постоянно петь с твангом практически снимает проблему переходных нот, но можно спокойно пройти этот участок, если использовать и бэлтинг. Однако на верхах появится ор! А он не всегда нужен. А один лишь тванг даст плоский голос. К нему надо еще вибрато добавить, и вот тут придется включать в работу щитовидный хрящ гортани.

Наконец, вокальность belting связана с обязательным наклоном перстневидного хряща гортани, нивелирующего таким образом чрезмерное растяжение голосовых связок. Вот почему звездные певицы ухитряются петь высокие ноты так, что это похоже на «грудной» тембр! Вернее, вот почему голос похож на грудной (по своей «мясистости») на такой высоте!

Но ведь вокальности можно использовать совместно друг с другом, одновременно!

То есть можно сказать, что вокальности - это характерные звучания, а можно, что тоже верно, но просто взгляд с другой точки зрения - это набор положений подвижных структур вокального аппарата в тот или иной момент .

*****

Теперь представьте, что речь не о вокале идет, а, например, о танце.

Что проще, сказать, что нужно выполнить связку из каких-нибудь plie, tandu, ronddejambe, adage, grand battemant, balance, grand jette или объяснять: «Правую ногу вверх на 30 градусов, тело при этом должно отклониться назад, левая рука - вверх, левая ступня - на носок, делаем поворот на 90 градусов, правая рука назад, локоть оттопырить...» Что-нибудь в этом роде... Как думаете, ТАНЦОРУ какой текст понятнее?

Учащемуся, который еще не знает танцевальных па, нужно им сначала научиться. Вот тут придется понимать, из чего состоит то или иное па. Из какого набора поворотов-наклонов-подъемов-оттопыриваний... Но когда сами танцевальные па, стандартные элементы танца уже отработаны, объясняться, ТВОРИТЬ гораздо проще, правильнее, быстрее, используя иной понятийный аппарат, названия самих па, элементов.

Аналогично и с вокалом. Вызов каждой вокальности, умение ее создавать, требуется отрабатывать при постижении высшей вокальной техники. Но потом, когда речь уже о произведении, нет смысла говорить о наклоне хряща или сжатии сфинктера, гораздо проще и профессиональнее пользоваться терминологией вокальностей.

Для тех, кто разбирается в создании музыки на компьютере, в работе музыкальных программ, можно привести аналогию такую. Вокальности - это ПЛАГИНЫ голоса, его техники. Подключая в тот или иной момент тот или иной плагин, вокалист решает нужную задачу - достижение определенного характера звучания той или иной ноты в тот или иной момент.

Поэтому оперирование данными понятиями, вокальностями, уже для продвинутых вокалистов.

*****

В заключение темы не лишним будет упомянуть о технологии обучения современному пению, которая уже хорошо известна и у нас, в России. Речь идет о методах Сэта Риггса, используемых и довольно известной, благодаря Интернету, школой Singing Success Брэтта Мэннинга. Они ничего не говорят о вокальностях, положениях подвижных структур тракта и так далее. Так что? У них принципиально другой подход?

Все дело в том, ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ существуют те или иные методы. Так и Риггс, и Мэннинг очень много внимания уделяют связанному голосу, вокальной координации, балансу, свободе получения звука на всей доступной человеку высотной шкале. А это – навыки БАЗОВЫЕ! Это призвано, чтобы создать вокальный фундамент, на котором и будет строиться потом здание «с башенками» и «лепниной» в виде различных приемов и техник, употребляемых в том или ином вокальном стиле.

Разумеется, без освоения базы работа над получением той или иной вокальности в своем голосе будет просто непродуктивной. Как начинающий хоккеист, выйдя на лед в полной экипировке, не сможет ни скорость, нужную в игре, развить, ни точности броска достигнуть, проиграет в силовой борьбе и принесет команде только вред…

Элементные вокальные «па» можно начинать (и нужно) осваивать на определенном этапе подготовленности. Уже находясь на более высоком уровне, чем начинающий или малоопытный вокалист. Именно поэтому в разговоре о вокальностях ничего и не сказано о воздухе, координации и других характеристиках, которые надо выработать сначала, прежде, чем погружаться в интереснейший мир профессионального вокала.

Кроме того, подход с точки зрения вокальностей все-таки не для тех, кто поет совершенно простые песни, используя (как теперь вы уже понимаете) только вокальность speech. Есть разный песенный репертуар, разная публика, разные традиции… Ну зачем для того, чтобы хорошо петь бытовые песни, разбираться и практиковать twang или belting? Стиль все диктует!

Тем, кто не видит себя вне экстремальных роковых приемов, полезно практиковать данные техники хотя бы с позиций умения сопротивляться воздействию различных «зажимающих» механизмов, чтобы сохранить голос надолго здоровым. Да и качество скрима или гроула от владения своими внутренними структурами только улучшится, добавятся высотные возможности и выразительность звучания.

Поп-певцам, вокалистам, практикующим мюзикл, соул, госпел или r’n’b такой подход, пожалуй, будет самым необходимым, поскольку именно в этих стилях наборы вокальностей чрезвычайно разнообразны. Если рок – это мощность звучания инструментов (в том числе и вокала), то названные выше стили – это и витиеватось, и своеобразность, и мощь рока (иногда), и стон-и-плач народной песни, блюза…

*****

Ну, и последнее – а как этому научиться-то? Ведь такой взгляд на профессиональный вокал практикуется (и уже давно) на Западе, в России специалистов нет, да и информации на эту тему тоже…

Теперь и в России на постоянной основе проводятся тренинги итальянских Мастеров, работающих по Методу EVT! Узнать подробности Вы можете вот на этом сайте - http://evt.vocalmechanika.ru

Ну а продолжение важной темы - в следующей статье.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика