Заголовок

Хочу петь как… или еще раз про белтинг

А.Егорова | декабрь 2015

(Продолжение темы, начало см. в статье «Правда о бэлтинге»)

Эта статья написана много позднее, чем предыдущие, потому что, как показывает практика (я имею ввиду не только вокальные занятия, но и постоянно возникающие вопросы), о белтинге можно рассказывать бесконечно.

Отчасти потому, что это явление новое для российского вокала и пока еще не особо привычное слуху, а, во-вторых, потому что сами преподаватели часто запутывают студентов своей личной интерпретацией белтинга, а многочисленные видео в Сети и комментарии к ним заводят в еще больший тупик.

Достаточно набрать данный термин на YouTube, и выскочит огромное количество видео, озаглавленных, как belting или belted notes. При этом только некоторые из них реально соответствуют действительности, в остальных же чаще всего собраны все высокие ноты вокалистов, звучащие иначе, нежели в опере: например, хороший twang, анкерованный cry и даже свисток!

Но белтинг с научной точки зрения (то есть реально изученный и описанный западными фониатрами и учеными еще в 1984 году) - это определенное расположение структур (перстневидный хрящ) в сочетании с ярко выраженной певческой фомантой (twang) и соответствующее данной комбинации звучание. То есть очень мощный и сильный звук на высоких нотах.

Он может быть не только певческим, но и разговорным, так многие актеры в сценической речи пользуются этим приемом. Как уже говорилось в предыдущих статьях (см. полный список здесь) - это механизм здорового крика, то есть способность производить очень сильную фонацию агрессивного характера, слышимую на большом расстоянии, и делать это без вреда для здоровья.

*****

При этом белтинг нельзя рассматривать, как противоестественное или синтетическое явление, способное на 360 градусов изменить человеческую природу, так как механизм белтинга или крика заложен в каждом из нас с самого рождения. Если бы новорожденные не могли безвредно орать, то сразу бы сорвали себе голос, оставшись не только без своего будущего разговорного и, возможно, певческого инструмента, но и без молока матери, до которой не были бы в состоянии докричаться.

При этом каждому новорожденному, обратите внимание, свойственен свой голос, и мама еще в родильном доме в состоянии выделить голос своего малыша из хора других.

Если вы сохранили данную способность к производству естественного и свободного крика, как, скажем, в российской деревне, в Неаполе и в целом на юге Италии, в некоторых других южных странах с ярко выраженным темпераментом, а также в афро-американских кварталах в Соединенных Штатах, то ваш крик, будь то: «Эй, Вася!», «Aoh, Francesco!» или же «Yeah, John, shut up your mouth!» будет отличаться от такого же здорового и свободного крика того же Васи, Франчески или Джона.

*****

Здесь следует задуматься и сделать первое важное заключение: при идентичном механизме создания сильного звука, он все равно будет разниться, так как подчиняется законам биохимии и индивидуального строения.

Даже две скрипки, сделанные из аналогичного дерева и одним и тем же мастером все равно будут иметь некоторые отличия в звучании. У музыкальных инструментов, разработанных по определенной конструкции и выполненных из идентичных по молекулярному составу материалов, эта разница в звуке будет не существенна. У человека, чья генетическая, молекулярная (или биохимическая) природа является индивидуальной или неповторимой, данные различия будут больше даже при условии сходного строения, физической конституции.

Так, если две виолончели будут звучать более-менее сходно, так как их дека (резонаторное пространство) больше, чем у скрипок, тоже звучащих более менее одинаково между собой, то два крупных мужчины или две круглолицые женщины будут звучать по-разному. Ведь помимо резонаторных полостей, разных все же по внутреннему клеточному строению (не из дуба же мы все выточены), будет еще разница в биохимии голосовых связок и в размере гортани.

Особенно когда конституция человека не соответствует вокальному аппарату, то есть природа ошибается и награждает обладателя тщедушного телосложения большой гортанью или наоборот.

Все законы типов голосов или вокального веса распространяются и на, так называемые, экстремальные вокальности. Белтинг легких голосов будет всегда отличаться от белтинга тяжелых, точно также, как и совершенно обычный, привычный вам вокал. Это совершенно не умаляет утверждения о том, что свой тембр голоса нельзя изменить: можно, но только в рамках собственных физических данных.

Можно растянуть диапазон голоса, можно добавить в голос недостающие компоненты: плотность, звонкость, отсутствующие частоты, но сделать свой голос полностью противоположным тому, что было, невозможно, как невозможно сделать из мухи слона, а из спортивного свистка - тромбон. Потому научитесь принимать и любить себя такими, какие вы есть, стараясь по максимуму получить именно из своего голоса все то, что возможно. А возможностей, на самом деле, гораздо больше, чем вы можете себе представить.

*****

Научный взгляд вокальных специалистов на белтинг всегда отличается от мнения рядовых вокалистов одной важной деталью: первые слушают характер звука на отдельных нотах и выявляют наличие или отсутствие белтинга у разных типов голосов, вторые - сравнивают вокалистов между собой и в зависимости от того, чей стереотип белтинга над ними довлеет, определяют «было» или «не было».

Так, если у вокалистки четкое представление о белтинге на основании вокала Christina Aguilera, то она просто не услышит белтинг у той же Mariah Carey, или у Leona Lewis, так как он будет «другой», и возможно, белтинговых нот у них будет меньше, чем у Агилеры. И почему-то мало кому придет в голову, что и в целом голоса у этих вокалисток разные, так же, как и стиль исполнения, внешность и характер….

Еще большую ошибку допускают те, кто начинает сравнивать мужской и женский белтинг и на основании данного сравнения делает вывод, что у мужчин это редкое явление, приводя в пример, как единственного белтера, Адама Ламберта только потому, что он способен брать очень высокие для мужчины ноты.

На самом деле мужской голос просто не в состоянии воспроизвести белтинг на тех же высоких нотах, на каких его «выдают» женщины.  Повторяю, любой технический прием не отменяет физиологию: определенного вокального веса вокалиста, диапазона и клеточного строения его голосового аппарата! У мужчин гортань значительно больше, чем у женщин и голосовые связки толще, потому их белтинг существует на более низком участке диапазона, точно также как у женщин с низким типом голоса он закончится раньше, чем у женщин с высоким. Зато и качество будет другое.

На каком-то участке диапазона возможно звучание белтингом и мужского и женского голоса, например, на Ля первой октавы, только для мужчины это будет уже край его белтингового диапазона, а для женщины - самое начало.

Massimo Ranieri “Perdere l'amore”

В следующем примере в самой середине фрагмента звучит прием смены массы связок (Уитни уходит в фальцет), который, конечно, к белтингу относить нельзя, но все остальное - белтинг:

Whitney Houston “I'll always love you”

Аналогично, Адель тоже поет следующий фрагмент не одним сплошным белтингом. Но теперь вы, думаю, уже отличите, где белтинг, а где нет:

Adele “Hello”

Таким образом, мужчины никогда не возьмут белтингом те же ноты, что женщины. Потому все видео, называющие белтингом ноты, взятые мужчиной в середине второй октавы, врут бессовестно: это может быть сильный twang, хороший scream, но никак не belting. Белтинг у мужчин заканчивается где-то на кварту ниже, чем у женщин, и если женщина может дотянуть белтинг до «ля» второй октавы, то верхний предел у мужчины будет «ми» второй октавы, причем оба данных предела скорей из области фантастики.

На самом деле огромное количество примеров мужского белтинга можно найти в различных мюзиклах, и в музыке госпел. Он не столь высок и эффектен по звучанию, каким его представляет слушатель, но по своей физиологии и характеру звучания - это самый настоящий бэлтинг.

Даже в спорте мы никогда не сравниваем мужские и женские рекорды по прыжкам в высоту, поднятию тяжестей или скорости пробега, они не сопоставимы между собой, но от этого не перестают быть рекордами.

*****

Что, действительно, представляет интерес, и на что всем страждущим вокалистам следует обратить внимание - так это разные типы белтинга.

То, что мы слышим у любимых вокалистов, часто или вообще не является белтингом, или же содержит его в смешанном виде. Причем смешивает каждый вокалист по-разному: так, у Celine Dion можно услышать очень чистый белтинг с большим содержанием компонента twang (слова lady, rich, can, we're heading):

Celine Dion “Power of love”

У Christina Aguilera - ее фирменный, с легким distortion:

Christina Aguilera “At Last”

Или «спрессованный» (слова I feel like our words, And somehow you left me neglected, late - и в первой части-припеве и во второй):

Christina Aguilera “You lost me”

То же можно наблюдать и у Leona Lewis (слова fire, feel, распевы o-o-o-oh):

Leona Lewis “Fire under me feet”

И у Audra Mae (в первом отрывке слова Flowing to my veins, all, во втором - Oh, I know, Stand the pain:

AVICII “Addicted to you”

Или же, в противовес, у Whitney Houston ее мягкий полубелтинг, смешанный с вокальностью cry (в первом отрывке слова ...know the way, learn, the way, второй отрывок полностью за исключением sleepless, в третьем - And so you know, learn:

Whitney Houston “I learned from the best”

В последние годы такой классический мягкий полубелтинг несколько менее популярен у публики, хотя мода даже на вокал меняется постоянно, и вполне возможно, что мягкий белтинг еще вернется. А вот прием придания некоторой агрессивности и без того агрессивному белтингу во всю практикуется вокалистами. Это, своего рода, трюк, чтобы создать у слушателя эффект высокой ноты: вокалисты прибавляют к тому же белтингу или другой вокальности легкий distortion, прессуют звук сжатием в районе ротоглотки, добавляют назальность и т.п., и получают этакий «несвободный» звук, звучащий на грани вокальных возможностей.

Так как чистая округлая нота всегда прозвучит для слушателя ниже, чем нота той же высоты, но взятая с некоторым усилием, то эффект высоты с легкостью достигается подобными трюками, ведь никто же не побежит измерять реальную высоту ноты. Слушатель, как известно, всегда хочет «крови и зрелищ», потому хитрые и умелые вокалисты вынуждены находить разные способы, чтоб одурачить слушателя, и вызвать у него восторг.

*****

Увы, и сами вокалисты, особенно начинающие, не лишены некоторого духа соревнования, который приемлем в спорте, но далек от искусства. Нередко приходится слышать такие высказывания, как «а вот он берет более высокие ноты, чем этот», или же «вы встречали низкие голоса, способные взять вот эту ноту в такой-то октаве…». А ведь важно не количество, то есть не высота, а качество.

Высокие типы голосов (и как правило легкие) уйдут выше, но будет ли их белтинг таким же качественным, как у низкого голоса, пусть даже на более низких нотах? Увы, высокий тип голоса - это более тонкие связки, более мелкая по размеру гортань (стало быть резонатор), соответственно более легкий и светлый голос в целом, поэтому бэлтинг даже на более низких нотах будет звучать легче, больше выигрывать за счет twang, хоть, возможно, и дотянет до самого своего верхнего предела.

А вот вокалисты со средним (центральным) и низким типом голоса очень высоко белтингом не залезут, но зато те ноты, что они возьмут, будут звучать гораздо мясистее и толще, нежели белтинг вокалистов с высоким типом голоса.

Отсюда напрашивается второе важное заключение, позаимствованное из цитаты классика: «Лучше меньше, да лучше».

Потому, осваивая технику, на забывайте все же то, ради чего вся эта техника создается, не забывайте, что техника - это всего лишь средство выражения того, что вы (именно вы, а не тот вокалист, чьи эмоции и способ выражения вы стараетесь скопировать) хотите донести до публики.

Не соревнуйтесь ни с кем, вы ничего никому не должны доказывать. Вы не должны обязательно достичь того, чего достигли другие, а должны уметь выйти за границы ваших возможностей.

Станьте лучшей версией себя самого!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика