Заголовок

Упражнения scale (ноты с «подтяжкой») и тремоло (игра регистрами)

А.Егорова | январь 2013

Овладению первым приемом, то есть взятию нот с «подтяжкой», хорошо помогает пение гаммы До мажор с форшлагами. Можно взять и пониже, если ваш голос переходит на фальцет до ноты «до» второй октавы (для женского голоса). Мужчины могут использовать другую тональность, здесь важно спеть гамму, которая ВСЯ «поместится» в грудной диапазон голоса. При этом форшлагируются все ноты гаммы: в восходящем и нисходящем движении полутоновыми форшлагами снизу, вот так:

Пойте сначала гамму в медленном темпе, чтобы все форшлаги-«подтяжки» были четкими, увеличивая раз от раза скорость, когда начнет получаться. Это относится и к последующим упражнениям на runs (running), tremolo и на glissando (drift), о которых будет рассказываться дальше.

Если вы начнете сразу же гонять гамму в быстром темпе, то все ноты «размажутся», четкость не выработается, и цель упражнения не будет достигнута. Ноты в соул на пассажах должны «рассыпаться», как бусины, все четкие и хорошо отделяемые друг от друга даже в быстром темпе, а чтоб это получилось, обязательно надо отрабатывать их в медленном темпе, добиваясь четкости (кстати, тут развивается гибкость, и свобода гортани).

Форшлаги, правда, постепенно должны «отшлифоваться» и стать едва уловимыми. В конечном итоге, форшлаги не поются ради форшлага, как в какой-нибудь арии из классической оперы, а служат эффекту непрямого взятия ноты, то есть этой самой «подтяжкой», как при игре на гитаре.

Когда с До мажором вы уже сроднитесь, можно попробовать попеть и на полтона-тон выше, но не гонитесь за высотой, особенно если не располагаете пока хорошей опорой и не владеете в полной мере грудным регистром. Гораздо эффективнее будет попробовать петь другие попевки в той же тесситуре с такими же полутоновыми форшлагами снизу к каждой ноте, ну, «Чижик-пыжик», или придумайте что-нибудь свое, свою незатейливую мелодию. Придумайте! А не возьмите фрагмент из любимого хита! Это важно!

После освоения этого упражнения можно переходить к практике. Послушайте, как это делает Donny Hathaway (идол всех певцов соул в Америке) в песне «A Song For You» и попробуйте воспроизвести отдельные фразы, а затем и (по желанию и возможности) спеть всю песню.

Donny Hathaway “A Song For You”

При работе над каждым приемом (не только этим) необходимо развивать специальный слух, я бы сказала, не просто музыкальный, а, скорее, стилистический. Прежде чем копировать исполнителя, надо не один раз послушать, как он это делает, уметь уловить все нюансы, услышать их, а это приходит не сразу. Обычно новички при первых прослушиваниях, пока не привыкнет ухо, теряют большое количество нюансов, «подтяжек», пассажей и т.п. Но, со временем, ваше натренированное ухо уже с первого раза будет улавливать до 70% всех стилистических особенностей, ручаюсь.

*****

Теперь можно переходить к следующим упражнениям на второй прием - тремоло или переходы с грудного голоса на фальцет и обратно.

Сначала, правда, надо уяснить для себя на физическом уровне, что же такое грудной голос и что такое фальцет. Просто многие думают, что фальцет проявляется только на высоких нотах после переходного участка, но это не так. Фальцет вполне воспроизводим и в среднем регистре, достаточно только облегчить голос, соответственно «срезав грудной регистр».

*****

Или «убрав» опору – примечание мое (И. Рамзина). О том, что фальцет возможен и ниже переходных нот рассказывает статья «Головной голос или как петь высокие ноты?» и ряд других на этом сайте. Анастасия совершенно права.

Кроме того, соул – вокал, в какой-то степени, «народного» типа. В какой-то! Не нужно сравнивать его с народным русским пением – это абсолютно разные вещи, поскольку народ, о котором говорим, имеет африканские корни.

Головной же голос – в «народе» встречается крайне редко (и в русском, и в… словом, в афроамериканском). Как правило, если у певицы просто высокий тип голоса (сопрано). Соул – подчеркнутое исполнение вокальной партии РАЗНЫМИ тембровыми регистрами. Поэтому, применительно к манере исполнения именно в данном стиле, говорить нужно о фальцете.

Именно потому, что соул-певицы не учились академическому вокалу, они «изобрели» бэлтинг, научившись петь грудью столь высоко, что это кажется каким-то фокусом, чудом. Отсюда техника соула относится, с точки зрения регистровости, к основному регистру – грудному. А фальцет применяется как оттенок, украшение.

Но, вернемся к тексту Анастасии.

*****

Очень удобно уловить эту разницу, приложив ладонь ребром над верхней губой, точно под носом и попробовать петь. При пении, в какие-то моменты вы будете слышать ноты как бы под ладонью - это грудной регистр, и над ладонью - это головной регистр или фальцет. В нем нет низов и «мяса», как говорят педагоги, он легкий и довольно слабый при условии, что вы не практикуете лирический вокал, который здесь не совсем кстати, так как вся современная музыка поется в разговорном режиме, то есть натуральным голосом.

После того, как вы уловили разницу, можно начинать делать упражнения. Возьмите за образец большую или малую терцию в том же До мажоре (для мужчин, соответственно, в удобной для них тональности), это может быть До-Ми, Ре-Фа, Ми-Соль первой октавы (а для мужчин – и малой) и пойте, как всегда начиная с медленного темпа, первую ноту грудным регистром и вторую - фальцетом, возвращаясь к первой вновь в грудной регистр.

Получилось? Увеличивайте темп, а потом пробуйте петь на кварту и квинту, большую секунду и, под конец, на одной ноте, играя регистрами. Когда получится на одной ноте и в быстром темпе, то вы - виртуоз! Не бойтесь, в произведениях длинных пассажей (повторений) подобного рода у вас не будет (все-таки мы не тирольцы), максимум 3 ноты подряд, из которых, как правило, центральная - на фальцете. Ну, или же встречаются отдельные целые фразы фальцетом, как прием контраста, но они не представляют особого труда, так что специально останавливаться на них здесь я не буду.

Переходить к «учебному произведению» после освоения упражнения не предлагаю по той причине, что нахожу целесообразным пробовать этот прием вкупе с освоенным следующим приемом - running, так как такие фальцетные вставки встречаются именно в пассажах. Да и сам по себе этот отдельный прием особой сложности не представляет и, при условии четкого понимания разницы в регистрах, осваивается быстро.

В следующей статье продолжим.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика