Заголовок

Как возникла музыка «соул» и почему ее так назвали?

А.Егорова | декабрь 2012

О соуле написано не мало. И, тем не менее, это настолько сложное и многогранное понятие, что не грех высказаться о нем еще раз. Не всегда встречается информация объективная, частенько она излишне политизирована или изобилует неточностями и некоторыми парадоксами.

В этой статье цикла о вокальном стиле «Соул» речь пойдет о его исторических корнях и о том, почему, собственно, эту музыку так назвали.

Во-первых, нужно сразу сказать, что соул – это музыка вокальная. В отличие, например, от джаза или рока, где наряду с композициями вокальными существует огромное количество чисто инструментальных. Вокал в соуле занимает наиглавнейшее место.

Исторически в США, где до Гражданской войны 1861-1865 годов в южных штатах (Конфедерации) сохранялось рабство, культура чернокожего населения существенно отличается от культуры населения «белого», потомков европейских переселенцев. Восприятие христианской религии и отношение к Богу у афроамериканцев несколько иное, чем у белых христиан. Выразилось это, в частности, в религиозных песнопениях госпел, которые сопровождали церковные мессы, проводимые чернокожими проповедниками.

Они практически ничего общего не имели и не имеют с распеваемыми на службах «белыми» прихожанами религиозными гимнами и часто превращались (и превращаются до сих пор!) в несколько «шаманское» действо, при котором вокалист может доходить до исступления, восхваляя Христа, а хор вторит ему с не меньшим воодушевлением и экзальтацией. И происходило все это раньше (в XVIII – XIX веках) акапельно, ведь традиционный для госпел оргАн Хаммонда тогда еще не был изобретен, а другие инструменты на службах отсутствовали.

Harlem Gospel Choir “Amazing Grace”

*****

Именно здесь – истоки бэлтинга. Вокалисты не обучались в школах классического вокала и понятия не имели о необходимости смешивания регистров, «позициях» звука, артикуляции, прикрытии, «маске», и так далее… Но, доходя до исступления, от природы сильные голоса ухитрялись подниматься запредельно высоко, не срывая голос, а ведь они восхваляли Бога, пели о любви к нему среди той публики, которая полностью отвечала их посылу и «заводилась», как на гораздо более поздних рок-концертах! Умение постепенно превращалось в традицию, которая развивалась сама по себе, совершенно вне связи с остальным музыкальным миром.

Yolanda Adams “Order My Steps”

*****

С начала ХХ века зародился и стал набирать обороты джаз, родоначальниками которого тоже были чернокожие музыканты. Но, конечно, очень долго джаз был музыкой инструментальной, вокал в нем появился много позднее. Как и госпел вокалисты, джазмены не пользовались нотной записью, исполняя произведения по наитию, поэтому импровизация становилась отличительной особенностью и того вида музыки, и другого.

Неумение записывать нотами свою музыку, помноженное на интуитивное восприятие гармонии звука и африканские мелодические «корни» психологии музыкантов, привело, в конечном итоге, к рождению совершенно нового и необычного строения мелодий, изобилующих мелизмами и пассажами, которые европейская традиционная музыка до сих пор не может положить на нотную запись. Впрочем, это уже и не нужно.

Сегодня основным способом распространения музыки является непосредственный – записал и дал услышать другим. Однако, в первой половине ХХ века грамзапись (а тогда других способов не существовало) была удовольствием дорогим, добиться, чтобы записали и растиражировали пластинку с именно твоей музыкой, было совершенно нереально для бедных и, в общем-то, бесправных «черных» исполнителей. Не случайно до второй половины ХХ века существовал термин «расовая музыка», к которой белое население относило музыку «черную». Ну, так сложилось в Истории, не будем углубляться в политическую и социальную подоплеку.

*****

Нужно обязательно сказать при этом, что чернокожие потомки рабов пели далеко не только в церквях. Основным способом ВОКАЛЬНОГО изъявления своих чувств был блюз, который являлся и основой раннего джаза.

Bessie Smith “Sometimes”

И вот с ростом возможностей технологии грамзаписи и ее удешевлением, появилась и возможность для талантливых «деревенских» «черных» музыкантов «законсервировать» свою музыку на носителях – грампластинках. И они потянулись в американские города, работая, зачастую, кем придется, зарабатывая деньги не только на жизнь, но и на возможность сделать свою музыку доступной в записи. Понятно, что руководили ими далеко не только альтруистические эмоции, руководили деньги (как руководили они и промоутерами, агентами, продюсерами тех лет, ведь никто не будет действовать без расчета на прибыль). К тому же в начале 30-х в США разразился страшный кризис, и безработица была чудовищная.

В те времена (30-е – 40-е годы ХХ века) выступать эти музыканты могли только в клубах, ресторанах и на танцплощадках, не забывайте о дискриминации, чернокожее население тогда было «ниже планки» во многих отношениях. Луи Армстронг, звезда джаза – лишь исключение из правил. Однако, само появление «на подмостках» чернокожих исполнителей говорит о многом, значит, они уже тогда несли «новую струю» в установившийся порядок, разбавляя его свежей и нетрадиционной музыкальной идеей.

Тем более, что прогресс в те годы рвался вперед семимильными шагами, и уже в конце 30-ых появились первые инструменты на «электрической» тяге – электрогитары (придуманные, кстати, в гитлеровской Германии), орган Лоуренса Хаммонда (в 1935), сейчас неразрывно ассоциирующийся с госпел. И появился так называемый, немецкий рекордер, который колоссально упростил процесс записи, позволив затем афроамериканцам основать студии звукозаписи (например, Atlantic, Chess, Specialty, Modern).

Mahalia Jackson “Nobody Knows The Trouble I've Seen”

Пример песни Джексон привожу полностью, обратите внимание на то, как она похожа на рок-н-ролл (во второй половине), ну или, скорее, рок-н-ролл похож на ритмы R&B.

*****

Трудно сказать, почему именно с гитары началось «шествие» электрического звука, ведь гитара – инструмент камерный, ее звучание по мощности и силе не сравнить с другими популярными в те времена инструментами – духовыми, роялем, барабанами… Даже скрипке гитара проигрывает в «слышимости» в ансамбле с другими инструментами. Все, что раньше пели под гитару – это именно «тихий» индивидуальный вокал – романсы, серенады, блюзы…

Так или иначе, рождение электрогитары дало толчок и музыке в целом. Она изменилась. Сначала неуловимо, а потом все больше уходя в иное ЗВУЧАНИЕ коллектива музыкантов. Главным представителем новорожденного R&B стал Louis Jordan, который со своей маленькой группой начал экспериментировать с блюзом, основанным на незамысловатых текстах, с оттенком иронии, и с аккомпанементом в ритме, почерпнувшем вдохновение от Boogie Woogie. Так традиционные для довоенных времен биг-бэнды (оркестры для исполнения популярной танцевальной музыки) превратились в просто бэнды – группы из 4-5-6 исполнителей, мощности звука которых с лихвой хватало на танцевальный зал. Вот они – корни составов рок-групп!

Rufus Wainright, Chaka Khan “You’ve Got The Love”

*****

В то же время (с 30-х годов) начал набирать силу и вокал в джазе. О соуле пока речи не было, поэтому истоки джазового вокала совсем другие, голос в джазе – равноправный инструмент, наряду с саксофоном, трубой, контрабасом, фортепиано, гитарой… Это не «основа» композиции, а лишь один из других изобразительных вариантов. Поэтому так силен в джазе вокальный прием СКЭТ, как подражание инструментальной партии. Причем, скэт основывается на тех же гармонических законах, что и джаз в целом. И, при этом, имеет свои вокальные правила.

Скэт-импровизация в учебном классе

А вот отрывок скэта в исполнении известного мастера, соул вокалиста, джазмена.

George Benson “One More Time”

Нужно понимать, что и мир (американский) в ту пору стал другим. Выигранная война, гигантские деньги, пришедшие в США, резкий подъем уровня жизни простых людей (и чернокожих, в том числе!), технологический рывок изменили некий психологический и социальный «настрой». А музыка (популярная) отреагировала предложением битового звучания. Битового, в смысле - ритмичного, где ритм ударных начал поддерживаться и ритм-группой (бас, гитара), создавая зачатки современного «драйва». Но традиции сразу не меняются, поэтому только в конце сороковых произошедшие в музыке изменения охарактеризовали словом «ритм-энд-блюз».

*****

Точное определение термина R&B аккредитовано за Jerry Wexler, отсветственному за классификацию дискографии американского журнала Billboard (1947): R&B, происходящий явно от blues музыкальный популярный стиль, родившийся от слияния народных песнопений с хлопковых полей южной «глубинки» Соединенных Штатов, религиозных песнопений (gospel) и регтайма.

B.B. King “Whole Lotta Love”

И в этом новом «стиле» роль «черных» музыкантов была уже совсем иной! Скажем так, музыкальное сообщество гораздо раньше приняло в качестве равноправного партнера «расовую музыку», чем общество в целом. Искусство «черных» музыкантов уже заняло гигантский сегмент в головах их «белых» визави.

«Ритм-энд-блюз» стал таким явлением, которое адекватно сейчас российскому понятию «эстрада», но только в смысле ПОНЯТИЯ, музыка-то совершенно другая. Просто, как и в понятии «эстрада», это явление было потенциальным «бульоном», из которого могло многое родиться (и родилось) в ближайшие годы. В середине 50-х из этого бульона произошел рок-н-ролл, который принято считать «белым» прочтением потенциала ритм-энд-блюза, и, впоследствии – рок, младший брат рок-н-ролла.

Ну а в «черном» прочтении серьезно поучаствовал госпел, который никуда не делся, а так и продолжал, до поры, находиться опосредованно от светской музыки, будучи явлением религиозным.

И его «проявление» стало «актом зачатия» соула!

*****

Как всегда, зачатие происходит ДО рождения, а в смысле соула - кто знает, когда именно оно произошло в голове Рэя Чарльза, который и считается основоположником этого стиля. Собственно, Чарльз, будучи, видимо, гораздо более светским человеком, чем множество его «соплеменников», спел знаменитую молитву «My Jesus is All the World to Me» («Мой Иисус — это весь мир для меня»), заменив слова и положив их на ритмику ритм-энд-блюза. Получилась песня «I’ve Got a Woman» («У меня есть женщина»). Может, он хотел сказать таким образом, что эта женщина для него – его Бог? Но, опять же, кто знает, что хотел сказать музыкант…

Ray Charles “I've Got a Woman”

Произошло это в 1955 году, однако воспринято было… Мягко говоря, отрицательно. И в тираж не пошло. А идея осталась! Видно, не всем она не понравилась! И, в первую очередь, не собирался «останавливаться на достигнутом» сам Рэй Чарльз. Да и возможность получить нечто новое в существующем тогда музыкальном сонме уже витала в воздухе, развивалась в «утробе» - в головах музыкантов!

Акт рождения состоялся в 1959 году с появлением сингла «What Would I Say», который был выпущен в свет и продался аж миллионным тиражом! Соул вошел в мир музыки! И способствовала этому непосредственная коммерческая составляющая, ведь был получен конкретный финансовый «выхлоп». Так что в рождении соула деньги сыграли очень существенную роль, не было бы успеха, стиль мог бы и не родиться, или родился бы позже, а его родоначальником считался бы кто-нибудь другой. Например, Сэм Кук. Но случилось так, как случилось.

Ray Charles “What Would I Say” Часть II

*****

А что касается названия… Практически во всех текстах о соуле можно встретить информацию ужасающего характера: в период рабства белые рабовладельцы договорились с «белой» же церковью не считать чернокожих рабов людьми, так как, якобы, души у них нет, а значит - это некий род животных, которых можно безнаказанно (с точки зрения заповедей) эксплуатировать и даже убивать.

Ну а в православном мире России рабство (крепостное право) тоже было отменено примерно в тот же период, что и в США – в 1861 году. Правда, у нас убивать своих крепостных запрещалось… Да и души их никто не лишал.

К сожалению это – правда. И черные жители Америки запомнили такое вопиющее извращение надолго, на поколения… А запомнив, стали называть друг друга соулами, «душами», как сейчас у нас в России, например, говорят друг другу «брат», «братан». В слове «соул» в этом смысле присутствует некая жаргонная составляющая. Не унизительная, а отличающая.

Вот поэтому соул назвали так, а вовсе не потому, что это душевная или даже «духовная» музыка. Соул – это музыка «черная»! Написанная черными и для черных! Поначалу… Но все изменилось со временем, соул шествовал триумфально.

*****

Итак, истоки соула - в госпел. В следующей статье поговорим об этом подробнее.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика