Заголовок

Постановка голоса. Направлять ли звук в резонаторы?

И.Рамзина | январь 2014

Одним из самых часто встречающихся «мифов» о вокале является неверное понимание, которое можно отразить во фразах «направляй звук в резонаторы», «направляй звук в твердое нёбо», «найди точку резонирования», ну или что-либо в этом роде.

«Растут ноги» у такого восприятия процесса резонанса, его осознания на мыслительном уровне, в частности, и от ошибочного суждения, что резонанс – суть отражение звука. Но, правда, об этом можно прочитать в статье «Пять ошибок вокальной педагогики». Повторяться не буду.

Резонанс, действительно, один из краеугольных камней вокала, и им, действительно, можно управлять, это так, но давайте разберемся, как именно это возможно сделать.

Трактовка этого явления дана в статье несколько приблизительно, поэтому прошу не беспокоиться тех, кто хорошо знает физику. Так сделано лишь для облегчения понимания массовым читателям.

*****

Zastryala-mashina

В сущности, смысл явления резонанса можно описать «автомобильным» сравнением, вполне понятным и жизненным. Все, наверное, не раз видели, как люди выталкивают застрявшую в снегу, грязи или просто выбоине машину. Два, три, четыре человека в такт работе двигателя, по команде начинают раскачивать автомобиль. Раз качание, второе уже посильнее, машина стала раскачиваться по большей амплитуде, третье, четвертое… И – ура! Выскочили колеса на твердую почву, сама может двигаться! Вот такое «раскачивание», когда в последнем «качке» амплитуда движения корпуса автомобиля становится наибольшей (что помогает выбраться из «засады») и есть лучшая иллюстрация того, что такое резонанс.

В данном примере с каждым качанием амплитуда становилась все больше, а благодаря чему? Благодаря согласованным действиям людей и водителя, нажимающего педаль газа в строгом соответствии с ритмом движений людей, ему помогающих.

Как это иллюстрирует резонанс, который в вокале происходит?

*****

«Автомобилем» в данном случае становится определенная частота звуковой волны. Звук, как известно, это набор из разных частот. Та или иная частота не может, конечно, подобно машине застрять в какой-нибудь области, но при определенных условиях она начинает «раскачиваться», как выталкиваемое из ямы авто, резко усиливаясь по своей громкости. Процесс этот мгновенен, его прохождение можно только представить в своей голове, замедлив, как в фильме. Увидеть без приборов невозможно.

Итак, когда звук попал в соответствующую полость (глоточную, например, или ротовую), то звуковые волны (помним - набор из частот) обязательно будут сталкиваться со всеми стенками этой полости и отражаться от них – вот почему путают с отражением! Оно действительно есть, и без него не было бы акустического резонанса, да вот только отражение происходит СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок полости, определить область, от которой звук отражается больше или меньше - невозможно, потому что так не бывает.

Что же происходит дальше?

Stoyachaya-volnaА все зависит от размеров этой полости. У одних частот при отражении точно сложатся пики с пиками и впадины со впадинами (ведь волны же!), а вот у других нет. А то может и вообще пик попасть на впадину, и наоборот, и определенная частота вообще затухнет. Волны определенной частоты имеют и определенную длину, поэтому и зависит все от размера полости. Кратные ей по размерам частоты образуют стоячие волны. (См. рисунок)

Если же частота этих волн совпадет с собственной частотой этой полости - то она резко, в тысячи раз может усилиться.

Как будто одну машину раскачивают опытные люди, двигаясь в такт, а другие машины - совершенно неопытные, просто мешая друг другу, гася усилия соседа, а не увеличивая их.

*****

Таким образом, в голосе определенной полостью (глоткой, ртом, носом) усилится только определенная частота (если быть точнее, группа близко расположенных друг к другу в спектре частот). И такие группы называют ФОРМАНТАМИ.

Голос же – набор формант. Их не так уж много, из соответствующей статьи на сайте вы можете узнать об этом подробнее.

Однако важно здесь то, что влиять на спектр голоса, то есть его тембр, возможно только управляя самими резонаторами, полостями, его создающими. И уж никак не способом «направления звука»! Его невозможно куда-нибудь «направить», об этом говорится в статье «Пять ошибок вокальной педагогики». И скорость звука слишком велика, и воздух «вытекает» из организма во время фонации, заполняя собой полости, находящиеся выше складок, все и сразу , и частотные волны отражаются СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок каждой полости!

Как вы направите куда-то часть воды, находящуюся в русле реки? Ладошкой придадите направление? Да река даже не заметит этого! Единственный способ - изменить русло реки... Удивительно, но именно такой способ и используется для контроля резонанса и управления им!

*****

Управление процессом резонанса в вокале всецело зависит только от одного, вернее, двух возможностей.

1. Можно изменить саму ФОРМУ резонатора-полости

2. Можно соединить несколько резонаторов вместе, создав дополнительные условия для усиления некоторых частот

Начнем со второго.

Vocal TraktУ любого человека НАД голосовыми складками существуют три основные полости, через которые проходит звук – глоточная, ротовая, носовая. Первые две мы никак не можем исключить из процесса, разве что сомкнув губы… А вот носовая полость может «подключаться» по нашему желанию, за счет открывания нёбной перегородки. По крайней мере, мы можем этим процессом научиться управлять.

Насколько будет приоткрыта «дверь» в носовую полость, настолько и усилится в ней ОПРЕДЕЛЕННАЯ форманта! Не весь звук! Но если перекрыть рот с глоткой, сомкнув губы, и ВЕСЬ звук пустить через нос, то получим гнусавость в абсолютном виде! А чем мы ее отличаем? Да формантой! Потому что усилятся в носовой полости не все частоты, а только определенные, вот это и даст нам на слух гнусавый голос. Просто потому, что в нем не будет ДРУГИХ формант, кроме носовой.

Однако управление нёбной перегородкой нужнО, поскольку носовая полость приглушает высокие частоты, а голосу не всегда нужен «звонок» в спектре, вокалист не может пренебрегать возможностью, данной природой. Все дело в СТЕПЕНИ включения в процесс носа. Много - гнусавость, оптимально – назальный тванг, что очень даже положительно отражается на тембре, особенно в высоких нотах, хотя всему есть свои рамки… И назальный тванг может быть чрезмерным. Кроме того, для его получения одного носа мало, но об этом рассказывает «Estill Voice Training», здесь останавливаться на деталях не буду.

Еще одна полость, которая не дана нам от природы, может быть создана вокалистом искусственно. Она располагается в пределах самой гортани (ведь это хоть короткая, но трубка). Если научиться сжимать некую мышцу-сфинктер, то верхушка гортани приобретет некое «пережатие», и получится полость под этим пережатием, очень маленькая. Именно она и является «родиной» высокой певческой форманты или орального тванга, если рассматривать термины современного вокала, а не классики. В данном случае оральный – не от слова орать, а от слова oral, то есть – рот.

Так что слова «подключи резонаторы», по сути, справедливы, вот только мало кто может объяснить вокалисту, не обремененному анатомическими и акустическими знаниями, что же это обозначает в реальности!

*****

Ну а теперь – о первой возможности. Об изменении самой формы резонаторов.

Этот аспект управления тембром будет поважнее, поскольку можно неплохо петь, даже не задействуя «подключаемые» резонаторы, весь вопрос в том, что петь. Песни среднего уровня, так скажем. Не требующие от вокалиста владения мАстерскими методами. Таких, конечно, подавляющее большинство.

Глотка и рот – единственные и основные полости, которыми мы распоряжаемся с детства. Именно они и создают гласные звуки, состоящие из двух формант, глоточной и ротовой, причем у каждой гласной эти форманты разные, хоть звучат и одновременно. Но точнее об этом – не странице «Что такое форманты?»

Исследователи, и наши, и западные, уже давно говорят о глотке и рте как о едином резонаторе, называя его «ротоглоточным». Слишком там все взаимосвязано, слишком подвижные стенки, а присутствие языка может ТАК менять форму полости, что мы, имея всего лишь одну полость, правда большую, производим ею гигантское количество разнообразных звуков.

Что дает понижение гортани? Растяжку глотки. А известное из классики «выстраивание» купола? Изменение формы рта. Внутри. Конечно, все относительно. Но именно подобное «конфигурирование» своего главного резонатора приводит к звучанию академическому. Причем грешат такими приемами именно в России. Сам характер звука таким становится, даже если он не силен, как у звезд оперы, и не слишком высок или низок.

Вот это и есть управление резонансом! Улыбочка – звук ближе, кадык вниз – звук глубже… Ближе, глубже – это все сентенции восприятия, ведь на самом деле, просто меняются частоты в спектре голоса. Никто никуда звук не «направляет», вокалист меняет форму основного резонатора, только и всего! Так, например, пресловутый вокальный зевок опускает гортань, но одновременно ведет к приподниманию твердого нёба, а не мягкого. В целом звук становится глухим, в нем нет достаточной звонкости, поскольку при таких условиях практически невозможно получить певческую форманту.

Можно, конечно, возразить. Мол, так и говорят о направлении звука, ИМЕЯ ВВИДУ изменение формы. Но помилуйте! С течением времени одно уже давно заместило другое! Сегодня только и слышно – «направляй звук в резонаторы», как будто он может куда-то еще направляться, помимо них! И никто, заметьте (за редким исключением), при этих словах не старается объяснить, что под направлением звука он имеет ввиду то-то и то-то… Вот и приходится отвечать на бесконечные вопросы на сайте…

Да и зачем мудрить-то, если даже и так? Гораздо понятнее разговор об изменении формы, поскольку, как уже выяснено, «направление звука» - абсолютная ерунда.

*****

Нужно понимать, конечно, что хороший голос – это не только резонаторы. Они, как раз, довольно пассивные структуры, хотя, гладя на разнообразие возможностей разных вокалистов, так выразиться было бы слишком прямолинейно. Однако, резонаторы звук не создают, они его «обрамляют» и «оттеняют», если за основу брать просто голос речевой, привычный по жизни.

Я имею ввиду, что резонаторы не могут повлиять на сам первичный звук. Если голос с зажимами, резонаторы не устранят эффект зажима, если он сиплый или хриплый, резонаторы не помогут его исправить, они просто транслируют то, что им дадут.

Научиться ими управлять – еще не все, что требуется, но доля этого дела в вокале чрезвычайно велика!

«Уложи язык!» , «Открой рот!», «Улыбнись!» - все эти сентенции как раз и направлены педагогом на единственный результат - изменение формы ротовой полости. А именно оно, в совокупности и с другими действиями, существенно меняет тембр голоса, придает звучанию необходимую в тот или иной момент окраску. Просто задумайтесь! Не нужно искать «точку резонирования», достаточно найти для каждого звука свою форму основного резонатора, а если уметь подключать, то и дополнительных, хоть это и не просто, конечно. Зато с точки зрения понимания, что и чем нужно делать – значительно яснее!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика