Заголовок

Пять ошибок вокальной педагогики

И.Рамзина | апрель 2013

Вокальная педагогика изобилует множеством разнообразных сентенций, вызывающих у современного человека смех. Но, в данной статье, коснемся несколько иных ошибок, заблуждений, наиболее значительных, основных, превалирующих, что ли, над остальными. Эти пять ошибок первыми могут увести учащегося «не туда, куда нужно». Итак.

Заблуждение 1 .

Резонанс – это отражение звука. Чем он сильнее (резонанс – сильнее?), тем лучше будет отражаться звук и, соответственно, станет ярче и насыщеннее.

Встречается, также, упоминание, что отражаться звук должен от твердого нёба.

-----------

Абсолютная постановка «с ног на голову». Отражение звука называется не резонансом, а эффектом эха. Скорость звуковой волны – 370 метров в секунду. Длина (внутри) рта – менее 10 сантиметров. Распространение звуковой волны в воздухе НЕ ЗАВИСИТ от желания певца, он не может уменьшить или увеличить скорость по своему усмотрению. Это – физика, то есть природа.

Процессы резонанса в воздушной среде никак не связаны с отражением звука. Если петь в чистом поле, а не в зале, то голос не станет от этого ни лучше, ни хуже. СЛЫШАТЬ СЕБЯ певец будет, естественно, в зале лучше, именно благодаря ОТРАЖЕНИЮ звука от стен, то есть - ЭХУ.

А вот ПЕТЬ он будет лучше, если поймет, что такое настоящий РЕЗОНАНС, и как происходят эти процессы в глубине вокального тракта. Об этом рубрика – «Резонанс и резонаторная система».

Тот эффект, ощущение, которое возникает при достижении наилучшего резонанса (легкая вибрация в районе КОРНЕЙ передних верхних зубов, если изнутри, или вибрация костей под глазами, если снаружи), связано с работой нервных клеток-рецепторов, отзывающихся, таким образом, на усиление амплитуды звуковых колебаний, на звуковую волну!

Ничего ниоткуда не отражается, такой эффект (ощущение) в вокале правильно называется ПроПриоРецепцией. То есть «ощущением внутри». Не нужно придумывать всякой ерунды об отражении звука.

Сравните - атом внутри совершенно не похож на Солнечную Систему (Солнце – ядро, а вокруг летают электроны-планеты), такая модель – для школьников средних классов, которые еще не знают многого другого….

*****

Заблуждение 2 .

Чтобы звук был «на опоре», нужен мощный, сильный выдох. Опора напрямую связана с дыханием, даже на высоких нотах требуется сильный посыл воздуха.

----------

В очередной раз – запутывание. Все не совсем так.

Для создания надежной звуковой опоры количество воздуха должно быть не «много» или «мало», а оптимально, столько, сколько нужно для конкретной высоты и силы ноты. Низкие ноты требуют большей силы выдоха, большего количества, тогда как ноты высокие – значительно меньшего. Существует специальный термин – «вокальная координация», описывающий это явление.

Если на высоких нотах, исполняемых, тем более, высоким регистром, продолжать посылать воздух мощным потоком, возникнет фальцет, как вид звука, в котором очень много паразитных шумов, создаваемых тем воздухом, который складками не «обрабатывается», а проходит мимо них.

Вот задумайтесь, не раз слышали, что нужно набрать воздух в живот, так? А дальше? КАК набрать? Сколько? Чем больше, тем лучше? А живот при этом должен выпятиться вперед, или нет? Читайте статью о вокальной опоре, поймете, что вовсе не это главное, что для достижения опоры количество набранного воздуха и сила выдоха значения НЕ ИМЕЮТ!

Слишком сильный выдох, большое количество воздуха, может спровоцировать форсаж, иными словами - «неправильный» крик, который очень вредит механизмам гортани. Для пения высоких нот с использованием только грудного регистра (техника бэлтинга) также требуется очень многое другое, а не только сильный посыл воздуха.

Словом, «мощный и сильный выдох» - это слишком… неточно, что ли. Так говорят либо малограмотные в вокальном отношении люди, либо те, кто хочет поскорее отвязаться от собеседника, не желая давать верное, но достаточно сложное и длительное объяснение.

*****

Заблуждение 3

Достаточно обучиться технике академического вокала, как вы тут же сможете петь ЛЮБЫЕ песни, в том числе и песни мировых «звезд», не хуже них.

---------

А вот и нет. Классическая техника постановки голоса очень отличается от того, что звучит на современной сцене. Не во всем, но в большинстве своем. Тут уместно будет предложить посмотреть определенный видеоролик, который лучше продемонстрирует одно из самых характерных отличий.


Именно характерное звучание определенного участка голоса вызывает у миллионов слушателей восторг и поклонение! И такого звучания невозможно добиться, применяя только академическую технику! Или «эстрадную», что, впрочем, почти одно и то же….

Справедливости ради – не только звучание небольшого участка, ВЕСЬ голос становится другим!

Эти различия проявляются во многом, нельзя говорить только о высоких нотах, на них просто различия хорошо заметны «невооруженным» ухом.

Голос вокалиста, основывающийся на отличной от классической вокальной технике, обладает, в первую очередь, большей гибкостью и подвижностью, нужной в современном репертуаре. В некоторой его части, конечно, не везде. Причем сказать, что у мастеров оперы неподвижный голос, тоже было бы слишком прямолинейно. Для исполнения классических партий, песен, вокализов – такой и нужен! А вот для современного вокала, очень много взявшего из народных традиций, нет. Ведь все имеет свою степень, за пределами которой превращается в противоположность.

Вот еще один пример исполнения оперной певицей одного из известных хитов, который поет Адель. Тут уже, как говорится, все ясно почти с первых нот...


*****

Заблуждение 4

Голос без вибрато – не голос. Прямой звук (так в вокале называется отсутствие вибрато) недостоин вокалиста, поэтому учиться создавать вибрато нужно с первых вокальных уроков.

---------

Еще один стереотип, пришедший именно из традиций классического пения. Да, прямой голос недопустим в характеристике развитого академического вокала. На оперной сцене так петь нельзя. Однако, совершенно не обязательно иметь вибрато такого характера, какой требуется вокалисту-классику, если петь нужно иной репертуар – современный (поп, рок, соул, джаз и т.п.)

Я даже примеров не привожу, ВСЕ песни наших российских «эстрадных» звезд – тому свидетельство, а западные – тем более. Вибрато в них есть, конечно, но проявляется оно лишь на длинных гласных, а не как в опере, от первой до последней ноты.

Статья о вибрато более подробно рассказывает об этом эффекте. Ведь вибрато – спутник свободы. Избавление от искусственных «зажимов» обязательно вызывает возникновение такого эффекта, но… на длинных гласных, спетых с ощутимой опорой! Да и попробуйте вызвать вибрато, если скорость песни велика, быстрый темп, ритмичность! Откуда ему взяться? Очевидно, что заявление о прямом голосе просто тиражируется теми, кто не проявляет желания разобраться в причинах возникновения вибрато. Проще повторить то, что где-то услышал, чем составить собственное мнение, тем более, что вибрато – малоизученный эффект.

И начинают учащиеся руками махать, стучать себя в грудь, надавливать на живот…. Лучше постучать себя по лбу и подумать. Да и почитать об этом то, что уже известно науке.

*****

Заблуждение 5

В вокале нечего делать со слабым голосом. Изначально голос должен быть сильным. Тот, кто может развить мощь, кто поет громче других, тот и является потенциальным певцом, «звездой».

---------

Ну и снова – заблуждение. Любое категоричное суждение является заблуждением уже по причине своей категоричности. Во-первых, сильный от природы голос может быть не достаточно темброво красивым, да и узким по диапазону. Во-вторых – сила голоса и, как следствие, его громкость, развиваются со временем, при занятиях.

В-третьих – все должно быть «в меру». Использование собственной «фишки» в виде мощности звука играет отрицательную роль не менее часто, чем положительную. Ну и, в-четвертых, человеческое ухо – своеобразный «инструмент», чаще не сила нужна, а определенный характер тембра, воспринимаемый, как мощь. Красиво «кричать» можно научиться, не имея супермощного голоса, и, при этом, зритель будет воспринимать такой вокал с ощущением силы. Все в нашем мире относительно.

Конечно, от природы сильный голос ни в коем случае нельзя считать дефектом, наоборот, это большое достоинство! НО! Это достоинство должно стать КОМПОНЕНТОЙ в общем качестве, а не превалировать над всем остальным.

Более подробно о силе голоса, громкости и том, что с ними связано, в рубрике «Сила голоса».

*****

Разговор о различных заблуждениях и стереотипах на этом, конечно, не заканчивается, только начинается. Постепенно будем добавлять (не в эту статью, специально напишем) и другие.

Важно понимать, что в вокале на данный момент времени практически нет «столпов», не подвергаемых критическому анализу. Споры и рассуждения педагогов, исследователей, ученых, певцов продолжаются и будут, вероятно, продолжаться еще очень много времени. А в каком искусстве по-другому?

Важно, чтобы обучающийся будущий певец/певица сами определили для себя тот путь, которым они будут идти, сами нашли те способы и варианты развития своего голоса, своего творчества, которые приведут их к успеху у публики. Панацеи – нет! Кому-то помогает одно, кому-то – другое. Хороший преподаватель – это ПОМОЩНИК реализации скрытого потенциала, таланта, в этом его главная роль. Кто из школьных учителей может определить, кем станет его выпускник через 10-20-30 лет? Практически никто, но ведь не в этом дело! А в том, чтобы «поставить ученика на собственные ноги»!

И тот, кто это делает, не забыт и после своего ухода из этой жизни, не правда ли?

*****

В следующей статье поговорим об еще одном очень распространенном мифе, о том, что голос – это дар природы избранным. Так вот, это утверждение – очередной миф!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика