Заголовок

Чего может быть МНОГО? (Часть II)

В предыдущее воскресенье речь шла о том, что одним из очень существенных аспектов в технической подготовке вокалиста является умение управлять своим воздушным потоком.

Но есть и еще один аспект (да и другие, я коснусь одного наиважнейшего), который точно так же сильно зависит от количества, от «много-мало».

В комментариях к предыдущему Воскресному приложению многие уже и так догадались, что это за аспект. И назвали его «анкеровкой», хотя этот термин применяется именно в рамках теории и практики Estill Voice.

Вдаваться в подробности того, что называют анкеровкой, не стану, ибо это информация семинаров-тренингов. Просто несколько перефразирую – много может быть мышечной работы.

Тема не нова, мы рассматривали ее в различных статьях как на сайте «Вокальная механика», так и здесь, в Сообществе ВКонтакте.

Механизм, который позволяет организму создавать различные звуки, не ограничивается только голосовыми связками. В так называемой «надставной трубе», то есть резонирующих полостях, находящихся выше них, есть ряд органов, от положения которых во многом зависит тембр звучания голоса.

Ну как, во многом… Да, пожалуй, больше, чем наполовину… В целом результирующую роль их работы обычно, не утруждая себя уточнениями, определяют, как «резонанс».

Да-да, голос это воздух+связки+ «резонанс», если лаконичность что-то объясняет… Но лаконичность сильна не тем, что объясняет сложные вещи, скорее она их «объединяет и усредняет». Упрощает…

Ведь всё, что находится внутри вокального аппарата, все, влияющие на тембр голоса органы, окружены различными мышцами, которые и меняют их положение, конфигурацию, размер… Такой, например, орган, как язык, который оказывает на тембр звука огромное влияние, вообще – большая и сильная мышца, состоящая, правда, из многих. Язык не хочется называть мышцей, скорее это сложный набор мышц, заключенный в некий пространственный объем.

А мышцы, как известно, могут расслабляться, тонизироваться, напрягаться, перенапрягаться… Ну можно в эту цепочку еще какие-нибудь характеристики дописать, промежуточные.

Кроме того, и сами голосовые связки тоже управляются мышцами, ведь каждая связка имеет вокальный мускул, хотя, конечно, далеко не только он один «командует» работой связки.

Так или иначе, мышцы в вокальном аппарате – это то единственное, что может как-то воздействовать на его органы. Мышцы вообще существуют в организме для того, чтобы можно было создавать в тех или иных органах какое-то движение или сопротивление, ни чем иным это не создается. Пресловутое «расслабление» - это ведь тоже мышцы.

Для многих, кто не знаком с EVT, новостью будет и то, что в вокальном процессе принимают участие не только мышцы вокального аппарата. Наши «большие мышцы» (шеи, спины, поясницы и др.) тоже работают тогда, когда мы поем. Причем, чем сильнее, пронзительнее и пробивающе звучит голос, тем больше они должны работать.

Но насколько «больше»? Вот как раз именно «много» в данном случае ведет к проблемам…

Как и силу воздушного потока, под каждую ноту, характер, тембр, включение в работу мышц (и мелких внутренних, и больших внешних) нужно подбирать оптимальным образом.

Многим известен термин «зажим», хотя это тоже лаконично-ничего-не-объясняющий термин. В общем смысле зажим появляется тогда, когда работа вокального аппарата разбалансирована. А разбалансировать ее может и большое количество воздуха, и слишком большое напряжение мышц (как внутренних, так и внешних). И чего в причинах такого зажима больше – не так просто разобраться. А если и то, и то одновременно?!

Из практики известно, что даже те, кто приходил в EVT и практикует разработанные там упражнения, далеко не сразу понимают, что же такое «баланс» (то есть не мало или много, а столько, сколько нужно). Эта тренировка сложная и часто достаточно длительная, но именно от ее успеха зависит в конечном итоге настоящая свобода голоса.

Меня упрекнули в прошлый раз в отсутствии каких-то упражнений. Увы, описывать словами то или иное упражнение – дело не благодарное, хотя бы по той причине, что сентенции языка не передают всей полноты необходимых действий. Попробуйте на словах объяснить, что нужно делать, чтобы поехать на двухколесном велосипеде тому, кто никогда на нем не ездил…

Однако, я предложу некоторое ДЕЙСТВИЕ, которое каждый может воспринять по-своему: попробуйте расслабить ВСЕ мышцы собственного тела! Ну ладно, не все, согласен, а то дышать не сможете, да и произойдет достаточно неприятный инцидент – содержимое некоторых органов, которое требует определенного места своего «выброса», может вдруг «вырваться наружу»…

Ну а как вы хотели? Сдерживают это содержимое тоже определенные мышцы.

Попробуйте расслабить все мышцы, которые, как вам кажется, вы в состоянии контролировать – мышцы ног (от стоп до ягодиц), рук (от кистей до плеч), таза, шеи, спины, мимические мышцы лица… Если удастся (хотя вряд ли, что удастся все), почувствуете, как изменилось «ощущение мира»))) Если не заснете чрез 5 минут, конечно.

А теперь попробуйте поочередно начать чувствовать левую ногу, правую ногу, ну и так далее… И, при этом, не чувствовать ничего, кроме выбранной в качестве «проверки» части своего тела.

Зачем это нужно? Для того, чтобы постепенно начинать понимать разницу между расслаблением и работой, то есть действием. Расслабленная мышца не работает, она расслаблена. А если она НЕ расслаблена, то она работает. Тут, увы, либо 0, либо 1, как в компьютере.

Вопрос в том – насколько работает. И если сразу заставить ту или иную мышцу выдать всю свою возможную силу – не избежать проблем. Как и с чрезмерным выдохом. Он ведь тоже – следствие чрезмерной работы мышц, сжимающих легкие…

Умение градуировать работу своих мышц, сначала больших, а за ними и мелких, дает то, что называется КОНТРОЛЕМ! И это достаточно сложно. Но это – дверь к управлению голосом! Да и не только им одним.

А вот в EVT разработаны упражнения, которые не потребуют «расслаблять все», не будут восприниматься, как какая-то «запредельно сложная и невозможная в принципе» технология. Все дело в том, как подойти к данному вопросу…

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика