Заголовок

К какому виду активности относится вокал? (Часть II)

Итак, в прошлый раз мы начали разговор о том, как и почему теряется мышечная форма и почему занятия вокалом не обладают «эффектом велосипеда»: раз научился - и пой шикарно всю жизнь.

Процесс потери профессиональной формы все же не быстрый и происходит ступенчато. Особенно у профессионалов, сформировавших мышечную память.

Мышечная память - это долгосрочные структурные изменения, происходящие в мышечных и нервных клетках под влиянием тренировок и занятий. Именно она позволяет вам восстановить предыдущие результаты гораздо быстрее, чем если бы вы не тренировались совсем.

Потому, «Чем дольше до вынужденного простоя тренировался спортсмен, тем меньше будут его потери в силе и мышечной массе, а также утрата будет происходить гораздо медленнее. Восстановление к прежнему уровню так же будет происходить гораздо быстрее.

Если процесс возврата к тренировкам будет проходить грамотно, то уже через 2-3 месяца можно вернуть всё потерянное обратно! Всё это благодаря мышечной памяти.» (Никита Волков «Что такое мышечная память»)

Все то же самое относится и к вокальным тренировкам. Осознанные, грамотные и систематические занятия по тренировке вокальных мышц существенно замедлят процесс утери вокальной формы во время вынужденного «простоя» в связи с болезнью, отъездом в отпуск и другими обстоятельствами непреодолимой силы или непреодолимой лени.

«А как же те», - спрашивают многие, - «у кого врожденные способности, кто вряд ли занимался какими-то упражнениями, а просто от природы хорошо поет? Они теряют вокальную форму так же, как и те, кто специально работал над своим голосом?» Далее в качестве примера чаще всего упоминается Freddy Mercury.

Почему-то после таких вопросов возникает инстинктивное желание ругаться грязно и безобразно, даже не так, как вокалист Шнур, а как простой водитель, когда его «подрезают» на дороге.

Ну, во-первых, факт, что тот же Freddy никогда не занимался, не тренировался и не делал упражнений еще надо доказать. Обычно те, кто ссылаются на него, уж точно не проживали с ним в одном доме и даже в одной стране, не подавали кофе в постель и не перелистывали ноты.

Во-вторых, пение на публике с ранних лет - это тоже тренировка. Он же не молчал лет 20, а потом вдруг открыл рот и запел? Ну родился он с твэнгом (кстати все младенцы рождаются с целым набором вокальностей, вплоть до экстремальных), пел так большую часть жизни - чем не тренировка?

И, наконец, в-третьих, данное рассуждение напоминает мне фразу одного моего бывшего знакомого: «Ну и что, вон меня тоже на лето не вывозили никуда в детстве, и ничего….» или из его же: «Вон Макаревич ни где не учился, и ничего!» На это всегда хотелось ответить: «Вот именно: НИ-ЧЕ-ГО!», то есть ничего хорошего в обоих случаях.

Кто знает, каких еще высот вокального мастерства мог бы достичь даже самый классный вокалист, если б еще и занимался грамотно?

Насколько быстро утратил бы свой твэнг и бэлтинг Freddy Mercury, если б не занимался, не пел, то есть не практиковал постоянно то, что не разучился делать с детства? Возможно, данные качества он утерял бы позже, по сравнению с тем, кто не обладал ими, развил упорными занятиями, а потом бросил заниматься и начал «околачивать груши».

Просто потому, что тот период, в который Freddy практиковал данные качества может быть длительней по времени по сравнению с тем периодом, за который другой безтвэнгово-безбэлтинговый вокалист работал над их развитием.

Повторяю, это никак не связано с рождением и «врожденным талантом» (это очень непростой и спорный аргумент вообще, что такое талант: уж точно не одна техника, хотя ни с ней, ни тем более с остальными аспектами не рождаются…), а лишь с устойчивым аттрактором, выработанным с рождения до расцвета карьеры того же Freddy, за который он постоянно и свободно практиковал все то, с чем родился (и с чем рождаются абсолютно все младенцы).

Если же, начиная с ранних лет, ребенку запрещали кричать, визжать, постоянно заставляли понижать голос, да и в целом в семье было принято шептаться, как в период репрессий, то над восстановлением утраченных качеств данный индивидуум начнет работать, только став вокалистом и поняв, что голос его «слабоват», и что ему их не хватает.

Прибавьте сюда еще время на поиски того педагога или метода, который ему в этом поможет, и увидите, что период выработки данных качеств (при условии, что вокалист будет заниматься и сам, а не просто посещать занятия и уповать на педагога) наверняка окажется короче, нежели у того, кто их не утратил.

А теперь вспомните раннее написанное: «…чем дольше до вынужденного простоя тренировался спортсмен, тем меньше будут его потери в силе и мышечной массе, а также утрата будет происходить гораздо медленнее.»

Но данный факт не исключает того, что за время подобного гипотетического простоя Freddy мог бы утерять быстрее какие-то другие, не менее важные, но не столь практикуемые с самого рождения качества.

Также вероятно, что при равных временных составляющих, то есть длительности выработки стойкого аттрактора (или привычки), как не убитого с детства, так и приобретенного позже в результате долгих и целенаправленных тренировок, при вынужденном простое вокалисты утеряют их с одинаковой скоростью.

Ведь мышечная память вырабатывается не только благодаря постоянной практике того, что мы естественно умеем делать, и чему нас не учили, но и благодаря целенаправленным тренировкам по развитию желаемых качеств.

Более того, люди, развивающие что-то осознанно, больше отдают себе отчет в том, что нужно делать для того или иного движения мышцы. Сколько раз на семинарах нам встречались вокалисты с прекрасным твэнгом, которые даже и не понимали, как, где и за счет чего он у них образуется. Утеряй такой человек свой твэнг по каким-то причинам, он даже не будет знать, какую мышцу и каким движением надо тренировать, чтоб его восстановить.

Ну и бывает и так, что разговорная и вокальная привычка (аттрактор) вокалиста - абсолютно разные. Разговаривает человек с твэнгом, а как петь начинает, то как будто другой голос у него и наоборот.

Заслуга метода EVT заключается в том, что он дает вокалистам, да и просто всем тем, кто по роду службы профессионально использует голос, своего рода фитнес-комплекс: набор упражнений или Обязательных Фигур для тренировки всех структур вокального аппарата. Данный комплекс не взят «с потолка», а вырабатывался Jo Estill на основании длительных и глубоких научных исследований.

Потому, получив такой комплекс, вокалист четко понимает, что, зачем и почему он делает и какой цели служит каждое из упражнений.

То есть:

Он получает право выбора пользоваться ли ему той или иной «краской» своего голоса или приемом, в какой мере или с какой интенсивностью ими пользоваться.

Он получает возможность заниматься (а лучше сказать тренироваться) самостоятельно, так, как это делают исключительно все профессионалы: будь то спортсмен, скрипач или танцор. Ведь никому из них никогда не говорят: «Не вздумай делать дома что-то сам. Без моего надзора ты рискуешь сделать все неправильно и навредить себе!»

Им четко объясняют, как тренироваться, и настоятельно рекомендуют делать это постоянно, в перерыве между тренировками с тренером или занятиями с преподавателем.

Если вам запрещают заниматься дома самостоятельно, значит, на занятиях вам дают сомнительные упражнения, смысл которых глубоко сокрыт даже от вашего наставника, оценивающего их «правильность» только на свой вкус и слух.

Ну и, наконец, занимаясь Фигурами и тренируя структуры вокального аппарата, вы развиваете ту самую мышечную память!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика