Заголовок

К какому виду активности относится вокал? (Часть I)

С радостью приветствую всех вновь после довольно продолжительного отсутствия в виртуальном пространстве. Ну а тех, с кем мы виделись в Москве, и с некоторой грустью, потому что наше плодотворное и, как мне показалось, приятное совместное учебное взаимодействие так быстро закончилось.

Время пролетело незаметно, и настала пора возвращаться домой, в древний город Рим с большим удовлетворением от того, что познакомилась с огромным количеством новых сильных и, главное, трудолюбивых вокалистов, но и не без доли ностальгии.

Хотя… многих впереди вскоре ждут новые специализированные семинары, а также экзамены, так что наше расставание ненадолго. Потому хоть мое пребывание в Москве не могло длиться вечно, но так же не вечна и наша разлука. Вообще в нашем мире ни что не вечно, это надо четко осознавать и вокалистам, и об этом мы сегодня поговорим.

Не так давно в группе был поставлен довольно интересный вопрос: «Если в вокале участвуют мышцы, значит ли это, что их нужно постоянно тренировать и держать в тонусе, как и любые другие мышцы тела?». Были приведены очень точные и красочные сравнения с культуристами, «сдувающимися» без тренировок, как дырявый плавательный круг, и теряющими спортивную форму атлетами.

В то же время для контраста был упомянут и такой вид спортивной активности, как велосипед, на котором научившись однажды кататься, уже не разучишься.

Так к какому же все-таки виду активности относится вокал:
• запоминающему движения раз и навсегда, то есть: научился один раз правильной технике, разработал вокальные мышцы и можно расслабиться или
• требующему постоянных тренировок, дабы не утерять вокальную форму?

Начнем с того, что многие виды активности (и не только спортивной) включают в себя, помимо двигательного компонента, и другие параметры. Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, нужно не только овладеть техникой его эксплуатации: как нажимать на клавиши, как в него дуть, как водить смычком и т.д., но и выучить ноты, аккорды....

Для того, чтобы научиться кататься на велосипеде, сноуборде и даже коньках нужны не только двигательные навыки, но и чувство равновесия.Для того, чтобы научиться скакать на лошади, нужна не только сила мышц ног и торса, но и умение взаимодействовать с этим животным, управлять им, заставив разглядеть в вас вожака. Для того, чтобы научиться плавать, нужно не только освоить движения, но и научиться держаться на воде. Иначе будете плавать, как топор.

Так вот, «недвигательные» компоненты: приобретенное чувство равновесия, полученные знания нот и аккордов, талант дрессировщика утерять, действительно, практически невозможно.

Музыкальный слух - дело более тонкое. Конечно, долго не практикуя, вы не перестанете слышать ноты и простые аккорды. Но со временем вы можете заметить, что «острота» слуха куда-то ушла, что вы утеряли прежние навыки по легкому и быстрому «снятию» сложных соло и аккордов. То есть, при прослушивании оригинала вам потребуется гораздо больше повторов и слуховых усилий. Для того, чтобы вернуть былую форму, понадобится некоторое количество целенаправленных тренировок.

Ну и совсем иначе обстоит дело с той активностью, которая связана непосредственно с мышцами. К сожалению, любые мышцы (а заодно и связки, и сухожилия) без тренировки теряют свою силу, мобильность, гибкость, пластичность, и даже форму. Накачанная мышца действительно «сдуется» со временем, если прекратить занятия.

Если после долгого перерыва вы сели на велосипед и смогли поехать или же вошли в озеро и смогли снова поплыть - это не заслуга ваших мышц, а заслуга моторной (или двигательной) памяти.

Это обычная память, но помнит она другие вещи – заученные движения и мышечно-двигательные образы при выработке навыков.

Потому, кто не садится долго на любимый велик, не надевает коньки или не посещает бассейн, конечно, не забудет ни как крутить педали, ни как шнуровать ботинки, ни как держаться на воде, но сможет ли он снова въехать в ту же гору, продемонстрировать ту же скорость, сделать с той же легкостью какую-нибудь «подсечку» или проплыть, показав те же результаты скорости и расстояния, как раньше? Нет, конечно. Так как данные показатели зависят не от моторной памяти, а от мышечной силы, то есть тренированности ваших мышц.

То же самое относится и к любой музыкальной профессии. Безусловно, ни один пианист не забудет ноты, и даже после перерыва в несколько лет сможет сыграть вам, например, «Собачий вальс», а может что и «покруче», типа «К Элизе» Бетховена. Но вот 5-ю сонату Скрябина точно не сыграет, даже досконально помня все ноты и движения.

Вокал так же не является исключением из правил. Если вас устраивает вариант домашнего пения в кругу друзей, то конечно же, петь вы не разучитесь, даже после долгих лет перерыва. Но если речь идет о профессиональном пении, то даже после перерыва в 2 дня вокалист может ощутить заметную разницу.

Интересные научные факты опубликовал журнал Medicine & Science in Sports & Exercise. Были приведены результаты нескольких исследований, где предметом изучения выступали легкоатлеты, гребцы и тяжелоатлеты.

Так, у всех трёх групп спортсменов основные мышечные волокна совсем не изменились даже после месячного перерыва в тренировках. Но в то же время специализированные мышцы, необходимые для конкретного вида спорта, начали терять форму уже через две недели бездействия.

На основании этого можно сделать вывод о том, что наше тело пытается сохранять общую мышечную силу так долго, как только может. А вот специальные навыки, необходимые для специфических упражнений, пропадают гораздо быстрей. Можно сказать, что тело человека стремится к универсальности.

Вокальные навыки тоже относятся к специальным, так как приобретаются в результате обучения или постоянной певческой деятельности (ведь и это тоже тренировка). И точно так же в результате вокальной деятельности развиваются именно специфические мышцы, некоторыми из которых мы не привыкли пользоваться в повседневной жизни, а если и привыкли, то не с такой интенсивностью.

Кстати, полные познания о данных мышцах и управляемых ими структурах, равно как и упражнения по их тренингу, на данный момент можно получить исключительно в рамках метода Estill Voice Training.

Проблема потери мышечной формы наиболее глубоко, полно и комплексно изучалась врачами, биологами и физиологами, занятыми в космической медицине, спорте и биологии.

«Из «соображений» экономии энергетического и пластического материала, а также для приспособления к новым условиям существования, организм утрачивает в какой-то мере те морфологические структуры и функции, в которых он не нуждается в данный момент.» (Михаил Клестов «Механизмы мышечной памяти или ваше тело - ваш капитал»)

Именно это и образует суть потери физической мышечной формы не только тех крупных мышц, которые равно задействуются, как в спорте, так и в игре на музыкальных инструментах и в вокале, но и мелких мышц гортани, специфических и исключительно вокальных.

Дело в том, что тело всегда старается минимизировать затраты энергии, т.к. любит экономить. А мышцы требуют много энергии!

Представьте какое-нибудь предприятие, которое перестало выпускать какую-то продукцию. Выгодно ли ему держать и платить зарплату тем работникам, которые работали над её производством? Конечно, нет! Этих сотрудников попросту увольняют.

То же самое происходит и с неиспользуемыми функциями организма, а также с нашими мышцами… Он «увольняет» те из них, которые ему сейчас не нужны. Смысл их держать?

Есть, конечно, и хорошие новости для тех, кто все же привык трудиться, но по каким-то причинам был вынужден не практиковать в течение какого-то времени любимый вид деятельности, а нашем случае - вокал.

О них мы поговорим в следующий раз в ПРОДОЛЖЕНИИ нашей беседы и ВОСКРЕСНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика