Заголовок

Вокальное напряжение - что это? (Продолжение)

Итак, в прошлое воскресенье был начат разговор о работе мышц и об их расслаблении. Это был канун майских праздников, время самого расслабления (если кто-то пока еще не занят на дачных огородах…).А потом праздники заканчиваются, и начинаются рабочие будни и, думаю, каждый согласится, как же сложно включаться в рабочий ритм (то есть переходить к активности) после отдыха (расслабления).

Как факт, в профессиях, связанных с физической активностью, будь то спорт, балет и даже игра на музыкальных инструментах, включая и вокал, полное расслабление не позволительно, так как пока вы будете расслабляться, мышцы потеряют свою тренированность, что сразу же скажется на последующем результате. Именно поэтому представители данных профессий продолжают тренироваться и во время отдыха.

На самом же деле концепция активности и расслабления во время выполнения физических действий гораздо сложнее и не ограничивается только фазами их смены, то есть перехода от активных действий к инертности.

Любая физическая активность не может осуществляться в полностью расслабленном состоянии, так как это означало бы полное расслабление всех мышц и, как следствие - полное торможение любых движений тела и его составляющих.

Но и чрезмерная активность, как мы выяснили - есть не что иное, как напряжение. А в напряженном или зажатом состоянии делать что-то крайне сложно и даже опасно.

Когда мы выполняем любые действия, будь то игра в теннис, езда на лошади, игра на музыкальном инструменте, пение или даже просто путь домой с сумками из магазина - это всегда баланс активности и расслабления.

С одной стороны, мы активируем мышцы рук для удержания добытых тяжелых сумок с продуктами, с другой - расслабляем мозг, пытаясь не думать о том, сколько же троглодитов живет у нас дома, что нам приходится столько тащить на своем горбу.

Ну, а если серьезно, представьте пианиста: с одной стороны, пальцы его должны быть активными, чтобы осилить все многообразие пассажей и прочих фортепианных украшений, с другой - кисть его не должна быть зажатой, равно как и локоть и плечи.

Иными словами, когда человек занимается активной деятельностью, он активирует нужные ему мышцы, одновременно расслабляя другие, затрудняющие осуществление данной деятельности.

Когда-то получив фортепианное образование, вплоть до музыкального училища мне так и не удавалось понять, как же можно играть расслабленными руками и «твердыми пальцами». Преподаватель музыкальной школы имела в своем арсенале единственный метод - бить по рукам каждый раз, когда ученик зажимал кисти рук. Данный метод обучил меня быстрой реакции - сдергивать руки с клавиатуры до того, как хлесткий шлепок преподавателя настигнет конечности. Нужный баланс активность-расслабление пришел как-то сам собой после 11 лет обучения, уже на последних курсах музыкального училища. Каким-то чудом все эти годы удалось избежать «переигранной руки» при неизменной игре всех техничных вещей с «каменной» кистью».

Позже, когда уже мой сын учился фортепиано и, с моей подачи, не в обычной музыкальной школе, а в ДМШ при Московском Колледже Импровизационной Музыки (МКИМ), там практиковали специальную методику не ставить начинающему пианисту всю руку сразу, а тренировать движение каждого пальца отдельно, добиваясь изначально расслабленного локтя при активности пальца. Таким образом формировалась устойчивая привычка сочетания (или баланса) активности в рабочем месте (пальцах) и расслабления в других зонах так, чтоб данная активность была адекватной и не распространялась на всю руку (а у кого-то случается даже на спину и шею). Как факт, мой сын никогда не играл зажатым и не знает, что это такое.

Вспомнила я все это к тому, что пример с фортепианной игрой наиболее показателен, так как все то, что делает пианист, он может не только почувствовать, но и увидеть. Поверьте, в мою задачу не входит писать мемуары, по крайней мере не здесь, не на площадке, созданной для вокалистов…

В вокале все усложняется тем, что большинство структур, а стало быть и мышц, находятся внутри. Впрочем, это совсем не означает, что вокалист обречен действовать наугад, наоборот, умение чувствовать свои мышцы и полагаться на мышечные ощущения приобретает для него первостепенное значение.

Как факт, описанный выше принцип обучения фортепианной технике, используемый во МКИМ, то есть тренировка активности в паре с расслаблением, использует и метод EVT для тренировки голоса.

Ведь суть в том, что нет смысла тренировать просто расслабление, так как расслабленный организм - это что-то типа амебы или медузы, а медуза никогда не сможет ни эстафету пробежать, ни фортепианный концерт сыграть, ни концерт отпеть.

Именно по этой причине при волнениях перед экзаменом по инструменту не рекомендуется пить валерьянку: нервы успокоит, в сон вгонит, мышцы расслабит, притупит всю мышечную активность и нет никакой гарантии, что вы не «расплыветесь» или вовсе не заснете в самый разгар экзамена.

Точно также, не стоит делать ставки на столь популярные у вокалистов йоговские практики. Йога действительно научит вас расслабляться, но именно в стадии отдыха. Все упражнения именно на это и направлены: снятие стресса, то есть напряжения морального и физического. Тем людям, что страдают чрезмерной реактивностью, бессонницей, и неумением расслаблять душу и тело даже на отдыхе – реально очень полезно.

Если же ваше напряжение или зажатость связаны с профессиональной деятельностью (будь то спорт, вокал и т.д.), речь не может идти о снятии данного напряжения за счет тотального расслабления и вне осуществления этой конкретной деятельности. В данном случае справедливо говорить о балансе активности и расслабления или же о контроле. Именно поэтому расслабление всегда должно тренироваться в комплексе и в связи с конкретной деятельностью.

А иначе это похоже на обучение верховой езде на стуле: попрыгал на нем, поцокал языком - все в ажуре, а потом сел на живую лошадь, а она не стул - скачет, лягается и пытается сбросить.

Причины мышечных зажимов имеют строго физические объяснения и подчиняются определенным принципам, потому не стоит оправдывать причины своих профессиональных неудач исключительно эмоциональными причинами: волнением, страхами, комплексами, и искать исцеление у психологов и в нетрадиционных практиках. Безусловно, наша психика влияет на физические процессы, это глупо отрицать, но, если вы серьезно настроены решить данные проблемы, а не просто познать философскую мудрость жизни, вы должны научиться держать физические процессы под контролем, так как обуздать психику гораздо сложнее.

Напрягаемся мы потому, что:
• вкладываем слишком много силы в работу необходимой мышцы и она, не справившись с такой каторжной работой, ищет поддержку у близлежащих мышц, заставляя и их работать «в поте лица»;
• делаем «ставки» не на те мышцы, которые реально должны работать в данном случае и зажимаем там, где нужно расслаблять;
• пытаемся полностью расслабиться, продолжая при этом добиваться конкретного действия от части нашего организма, которая не может функционировать без помощи других вспомогательных мышц. В результате, оказавшись в полном одиночестве, данная часть усиливает свою работу и зажимается.

На конкретном примере это выглядит так: если у вас зажимаются язык или челюсть, или «что-то в горле» или все сразу - это:
• или чрезмерная активность (усилие) в другой части тела (например, в дыхательных мышцах), распространившаяся на данные структуры вокального аппарата;
• или же чрезмерная работа языка (челюсти и т.д.), там, где работа мышц данной структуры не требуется или не требуется в таком качестве;
• или данная структура работает неправильно, выполняя неправильные движения;
• или же вы поете расслабленно, вняв советам педагога, и замечаете, что при этом все равно в горле, как будто резина, так как ваши бедные голосовые связки, оставшись в полном одиночестве, работают за всех, а пришедшие им на помощь ложные связки стараются их защитить.

Ну и, последнее, не забывайте, что активность - это не синоним напряжения, а во многих случаях просто необходимое для свободы действие. Когда вы свободно дышите, то ваши мышцы совершают определенную работу по расширению легких и созданию пространства для воздуха. Если бы данные мышцы расслабились, то вы бы не смогли дышать (что происходит у людей в коме).

Когда вы поете, то ваши голосовые связки вибрируют, вы должны помочь им вибрировать свободно, создав вокруг них определенное пространство, которое образуется за счет других работающих мышц…. Яркой аналогией этого являются захлопывающиеся двери вагона метро: если вы хотите все же в них проскочить, то вам придется придержать или раздвинуть эти двери руками, а иначе вас просто ими прихлопнет.

На семинарах-тренингах EVT самым главным упражнением (и обязательной Фигурой) являются маневры на мышечную работу и расслабление. Именно поэтому они являются эксклюзивными, так как в отличие от других методов (вокальных и не вокальных) тренируют это в комплексе, а не просто учат расслабляться.

Закончу цитатой из учебника по Анатомии и физиологии человека М.С. Миловзоровой:

«Физическая тренировка влияет на работу, производимую мышцами. Она увеличивает объем и размеры мышц. Поэтому возрастает их сила, улучшаются сократительные свойства мышц и способность их к расслаблению. Хорошо развитые, тренированные мышцы, производят работу с меньшим напряжением, чем слабые, малотренированные. Этим объясняется факт, что опытный танцовщик во время исполнения туров или фуэте «отдыхает», а неопытный сильно устает.»

Все то же самое можно сказать и о вокалисте.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика