Заголовок

Разговор о фальцете (2 часть)

Я очень надеюсь, что после разговора о ФАЛЬЦЕТЕ, начатого в прошлое воскресенье, ни у кого из вас не развился комплекс неполноценности, не возник страх, и никому не снились кошмары о проталкивании груди в голову или об оголенной мышце голосовых связок.

В любом случае, пришла пора развеять все мифы, связанные с этой несложной, нужной и довольно эффектной вокальностью или видом тембра.

Что же все-таки представляет собой этот загадочный фальцет? Почему столько путаницы и столько разных мнений?

Большей частью потому, что многие определения данного звука родились на слух, а не исходя из реальных физиологических процессов. Ну, например, слышим тоненький звук - значит, это фальцет, теоретики домыслили - значит, голосовых связки смыкаются краями. А тоненький звук тоненькому звуку рознь.

Он может быть:
• более яркий, почти пронзительный,
• нейтральный, такой каким обычно поет классический хор,
• тусклый, с некоторым налетом воздушности, большим или меньшим,
• яркий и «полетный», но звучащий вне основного диапазона: женский - у мужчин, свист - у женщин и мужчин.

Отсюда и начинают рождаться метафоры, типа головной звук, грудной фальцет, головной фальцет и те избранные, у которых по каким-то причинам «фальцет звучит хорошо». Видимо, ввиду марсианского строения голосовых связок, то есть отсутствия у таких пришельцев вокальной связки и эпителия.

Более того, теоретики так и не могут определить у кого же все-таки нет фальцета: у женщин или у некоторых мужчин?

Причины тому две. Первая, большинство выводов строится на основании гипотез или частичных исследований. Сложно сказать играет ли в этом главную роль отсутствие достаточного интереса к исследованиям голоса, или же все определяет отсутствие техники, позволяющей проводить такие подробные исследования.

Для того, чтобы не строить догадки на слух, спел ли это марсианин с оголенными мышцами голосовых связок или же человек, умеющий создавать звук в груди и в черепной коробке, а понять, на что способны структуры вокального аппарата обычного земного человека, необходимы:


1. наличие стробоскопа (гибкого тонкого эндоскопа), вводимого через нос;
2. аппаратура для проведения электромиографии: исследования потенциалов, возникающих в мышцах при возбуждении мышечных волокон. Таким образом можно понять, какие мелкие мышцы голосового аппарата участвуют в фонации в данный момент.
3. ну и, конечно, high-speed video, позволяющее замедлить съемку вибрации голосовых связок и других движений в гортани.

Это минимум. Обычно исследования проводятся в комплексе: разной аппаратурой и с участием вокалистов разного пола и возраста, а уж потом делается вывод.

Такие исследования были проведены более 30 лет назад в Америке и других странах. Безусловно, если есть еще белые пятна в исследованиях новых вокальностей и тембров, так как вокалисты не стоят на месте, а постоянно что-то изобретают, а за ними неизменно следуют и исследователи (а не наоборот - теоретики определяют, как должно петь вокалисту), то это точно не фальцет. Он давно уже изучен вдоль и поперек.

Итак, существует 4 механизма работы голосовых связок: M0 или vocal fry, M1 или речевой (толстое смыкание), M2 (тонкое смыкание) и M3, свисток или stop closure. Фальцет относится к М2, то есть тонкое смыкание, но является его подвидом.

Чтобы было понятнее представим все наши возможности хождения. Например, когда мы наступаем на землю полной ступней - это аналогично нашему речевому механизму или толстому смыканию. А вот, кода мы идем на пятках- это как раз М2. Только вот ведь можно также неплотно поставить ступню на землю, идя и на носках (на цыпочках)? Фальцет в таком сравнении - это, пожалуй, хождение на носках.

Можно ли отнести хождение на пятках и на носках к одному типу па? Нет, конечно, в балете это всегда разделяют. Так и фальцет нельзя относить просто к тонкому смыканию, это его подвид, другой тип. Разница в том, что при обычном тонком смыкании через связки не проходит такое количество воздуха, и в звуке данный воздушный «налет» отсутствует. То есть нет этой «обертональной бедности» и такого «тусклого звука». Это объясняется разницей в физиологии при образовании тонкого смыкания и фальцета: работают разные мышцы гортани и это совершенно четко увидели ученые в стробоскоп.

Тонкое смыкание не такое «жирное» по звуку, но насчет его бедности можно поспорить. Так, оперный звук не считается обертонально бедным, а тем не менее 80% оперы и особенно женской поется на тонком смыкании. При этом оперный звук официально считается богатым, и никому и в голову не приходит называть его фальцетом.

Огромное количество рокеров поют верха именно на тонком смыкании, добавляя к нему эффект резонанса twang и разные экстремальные приемы, и получают тот самый «грудной» или ярко звучащий по каким-то фантастическим анатомическим обстоятельствам, «фальцет».

Суть тут в том, что конечный голос, выходящий изо рта вокалиста, является результатом не только смыкания голосовых связок, но и тех препятствий или структур, изменения их формы и положения, которые расположены над голосовыми связками, и через которые проходит образовавшаяся в голосовых связках звуковая волна.

Именно поэтому на тренингах-семинарах EVT, мы всегда отделяем «мух от котлет», объясняя и тренируя отдельно такие составляющие голоса, как его энергетик или воздушный поток, его источник или голосовые связки и его фильтр и/или усилитель - все, через что проходит «новорожденный голос», и что находится над ними. Так гораздо понятнее. Не верите? Приходите и убедитесь сами.

Но почему считается, что у женщин нет фальцета, что такое субтон, и что же все-таки такое настоящий фальцет? Об этом в следующем ВОСКРЕСНОМ ВЫПУСКЕ.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика