Заголовок

Разговор о фальцете (1 часть)

«Что это было: фальцет или головной голос?», - в очередной раз спрашивает очередной ученик у очередного педагога по вокалу.

Далее, если это был фальцет по мнению педагога, часто следует или наставление, что от него нужно избавиться, или же, напротив, похвала, что ученик наконец-то его «развил» или «нашёл». Особенно, если ученик мужского пола.

Согласно распространенному мнению у женщин нет фальцета. Дискриминация налицо!

И вообще, каким только этот фальцет не бывает: и обычным, и придыхательным, и «пением фальцетом головой», и даже «пением фальцетом грудью и головой».

А еще выделяют субтон, который (по словам вокальных наставников) ну совсем не фальцет! Потому что он ОПЕРТЫЙ!!! Понятно, что после такого у любого голова кругом пойдет…, та самая голова, в которую не только едят, но еще и поют!

А еще есть головной мозг, который можно включить и разобраться детально, что все-таки это за зверь такой - ФАЛЬЦЕТ, и с чем его едят.

Большинство словарей, включая и Википедию, определяет фальцет как верхний головной регистр певческого голоса, который беден обертонами и «тембрально» проще основного грудного голоса исполнителя, за что и получил свое название: слово «falso» в итальянском означает «ложный». Да уж, для тех исполнителей, что не могут петь все только «грудью», звучит, как приговор…

Далее, впрочем, сразу же следует анатомическая справка, явно противоречащая написанному ранее, о том, что фальцет «рождается звукоизвлечением, когда голосовые связки переходят в режим (!!!), в котором колеблются только их края».

Так значит все-таки режим или, как говорят грамотные фониатры, механизм голосовых связок поменялся, которые как находились, так и продолжают находиться в голове (а точнее - в гортани)?

Все без исключения источники говорят, что фальцет «тембрально отличается от грудного голоса», объясняя разницу данного отличия тембральной бедностью: и тусклый он, и не выразительный, и бедный обертонами, что «ограничивает его применение в пении». Но, как выясняется, не у всех. Кому-то повезло родиться теми «некоторыми людьми», у которых фальцет «может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества», хотя «всё равно значительно отличается от основного голоса».

Интересно, а основной голос это какой? Наверное, все-таки разговорный. Ну а разговаривают то все тоже по-разному: кто представительным «поставленным» (на низкую гортань) голосом, кто визгливо-истерично, кто с таким манерным подскрипыванием; у кого голос звенит так, что прохожие оглядываются, а другая (так как чаще это свойственно все же девушкам) с таким нежным сипом наивного ребенка. И в последнем случае, если девушка запоет, то ее голос вряд ли будет сильно отличаться от «основного». Хотя, тоже не факт: певческие и разговорные привычки (или аттракторы) могут быть разными. Вот ведь незадача.

А еще оказывается, что довольно часто (как утверждают все те же источники, включая и Википедию) «встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий.»

Ну тогда вы совсем запутали, ребята! Так у кого нет фальцета: у женщин, как вы раньше утверждали, или все же у мужчин? Означает ли отсутствие фальцета у некоторых мужчин тот факт, что они мутировали в женщин или еще нечто подобное…?

Интересно, как тихий фальцет может сливаться со звонким основным голосом, это что вокалист на два голоса, что ли, одновременно поет во все свои 4 голосовые связки?

Оказывается нет, а секрет в том, как предполагает Википедия, что это может быть «связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок».

Как известно из анатомии, у каждого здорового жителя планеты Земля голосовые связки имеют три слоя: вокальная мышца (мускул), вокальная связка и эпителий.

А тут значит, голый мускул, так сказать, как оголенный провод. Жуть! Или кто обгрыз в детстве вокальную связку, обломав зубы о вокальную мышцу?

Ну и в завершение следует и вовсе плачевная новость, что с возрастом «техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата».

Ну, каким бы невыразительным, бедным и тусклым ни был бы фальцет, а все же жаль его терять: свое все-таки добро, кровно заработанное.

Странно, что авторы никак не объясняют в чем заключаются эти возрастные изменения, так пагубно влияющие на наш фальцет. Вокальная мышца оголяется, теряя свой фальцетный верхний слой? Наоборот, обрастает сверху мхом или же головной резонатор отмирает ввиду надвигающегося старческого маразма? Казалось бы, наоборот должно быть…

И все же могу вас заверить, что данный триллер не для вас, если вы наберетесь терпения и дождетесь следующего ВОСКРЕСНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ, которое, как можно более конструктивно расскажет вам, что ж следует понимать под вокальностью ФАЛЬЦЕТ.

А уж если вы посетите семинары тренинга EVT, которые мы регулярно проводим в России, объясняя не только фальцет, но и весь остальной набор вокальностей, на которые способен любой человеческий голос, то кошмары о потере фальцета, а также о неправомерном и нежелательном попадании голоса из груди в голову покинут вас навсегда.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика