Заголовок

От техники до спектакля (часть 1)

Вот и пройден не один этап обучения вокальной технике… Ну да, именно технике, так как в вокальном обучении, как правило, именно она ставится на первое и главное место, что собственно оправданно, так как техника является средством воплощения того, что хочет «сказать» или донести до слушателя своим голосом вокалист.

Правда, однако, и то, что вокальный педагог вряд ли сможет научить вас цели или искусству выражения, то есть вложить в вас способность чувствовать, испытывать определенные эмоции и передавать их слушателю посредством вокала.

Именно поэтому регулярные тренировки голоса входят в обыденную жизнь вокалиста подобно тому, как в жизни спортсмена всегда присутствуют ежедневные тренировки тела. Хотя, с некоторым и главным отличием: цель спортсмена - это демонстрация именно техники, то есть лучшего результата: скорости пробега (проплыва, проезда на чем-либо), дальности или высоты прыжка, подъема тяжелого веса и т.п. То есть техника ради техники, простите тавтологию.

Главной же целью артиста (а вокалист - он все же артист, а не спортсмен) является передача содержания или эмоций слушателю посредством техники.

Будем исходить из потребностей или ожиданий публики: от спортсмена зритель или болельщик неизменно ждет рекордов и хочет видеть победителя, то есть лучшего технического исполнителя движений. От артиста же зритель и слушатель ждет эмоций, способности переживать вместе с ним, плакать, смеяться, но уж никак не вокальных рекордов.

Безусловно, если техника хромает, то передавать эмоции становится сложнее, не зная иностранного языка вряд ли вы сможете объясниться с иностранцем, не умея писать- написать книгу, и не владея техникой живописи - написать картину.

Но также верно, что слушателю абсолютно все равно в какой тональности вы спели ту или иную песню, сколько раз вы взяли бэлтингом ту или иную ноту, насколько высоко простирается ваш свистковый диапазон, да и вообще умеете ли вы свистеть, ну и т.д. Слушатель хочет получать удовольствие и эмоции, позволяющие ему забыть серый быт.

Итак, этап технического совершенствования пройден, и вокалист наконец то чувствует себя достаточно подготовленным для большой сцены. Этап, сравнимый с получением патента на вождение автомобиля и первым самостоятельным выездом в город.

Наверняка многим знакомы этапы становления водителя:

1. Неуверенность и страх: еду медленно, осторожно, мне постоянно бибикают. Иногда на заднем стекле до сих пор «красуется» оскорбительная табличка «У»;

2. Ездить - это круто, я не хуже других, автомобиль меня слушается, потому могу наконец то гонять, как Шумахер и парковаться слету, как во французском фильме «Такси». Теперь мне не бибикают, зато я могу всех лохов «сделать», обогнать и еще и палец показать средний… К сожалению, часто данный этап длится ровно до первой дорожной аварии, хорошо, если пустячной.

3. Водитель: езжу грамотно, используя водительские навыки ради проезда из точки «А» в точку «В», а не ради «Сейчас я вам покажу Кузькину мать». Средний палец пусть лучше лежит на руле вместе с остальными.

С вокалистом, как это ни смешно, абсолютно все то же самое. Начиная с восхождения на сцену на полусогнутых и воображаемой табличкой «У» и вздрагивания от каждого зрительского «фи» или просто недоброжелательного выражения лица, до осознанного выступления, доставляющего радость, как его публике, так и ему самому.

Вот только второй этап часто длится дольше, чем у автомобилиста, в связи с тем, что вокал все же не является средством повышенной опасности.

Потому, овладев наконец то заветными приемами «крутого» вокала, начинающий артист часто забывает о главном назначении своего выступления, и задается целью показать всем если и не «Кузькину мать», то хотя бы все то, за что он выложил столько денег вокальному педагогу.

Конечно, это не заканчивается, к счастью, травматической аварией, если только слушатель не захочет побить артиста после концерта в отместку за доставленные моральные (да и физические) страдания, но смотрится и слушается довольно комично.

К слову, метод EVT или VoiceCraft (старое название) хоть и занимается собственно техникой (отсюда и Craft), но после ее прохождения и освоения уделяет довольно много внимания и времени инструкции по использованию данной техники вокалистами. Для этого после второго уровня мы и проводим open session, а второй день спецкурса или 3 уровня и вовсе полностью посвящен вашим выступлениям и наставлениям каждому из артистов, как все же сделать данный материал средством искусства, а не самоцелью по демонстрации технических трюков.

Хотите знать подробный перечень наиболее частых «ляпов», а заодно и научиться готовиться к концерту? Ждите следующего выпуска ВОСКРЕСНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ, а пока есть время подумать над этим.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика