Заголовок

В чем сила, брат?

В этом воскресном приложении хотелось бы продолжить разговор о громкости голоса. Итак, его полнота или полнота спектрального состава звука, где присутствуют все частоты, все форманты – один из аспектов достижения громкости. Не забываем, громкость – это характеристика, воспринимаемая на слух слушателем (извините за тафтологию). Вокалист работает над своим голосом для того, чтобы именно слушателю это нравилось!

Но куда же тут без воздуха? Совсем обойти вниманием воздух, если речь идет о громкости голоса, невозможно.

Итак, всем известно, что звук создается вибрацией голосовых связок в струе воздуха. Первоначальный звук, еще не голос. Для голоса одних только связок мало.

А ведь связки, смыкаясь между собой для получения звуковой волны, перекрывают гортань, через которую проходит воздушная струя. При перекрывании голосовой щели давление воздуха под связками неминуемо повысится! Это простейшим образом каждый может проверить сам на себе.

Шёпот. При подобном способе фонации голосовая щель всегда открыта, хотя связки могут и вибрировать, только не смыкаясь между собой. Очевидно, что при шепоте громкость голоса ничтожна. А давление под голосовой щелью практически не отличается от давления над нею.

Стоит щель перекрыть – давление под нею резко возрастет, а вот над нею резко упадет. Перекройте садовый шланг с водой, зажмите его пальцами – тот же эффект. Чем плотнее перекрыта голосовая щель, тем больше будет разница давлений под и над связками.

Многим участникам группы это давно известно и понятно, так что пусть они не удивляются, мол «мочало - начинай с начала», будем считать, что пишу для тех, кто пока не задумывался об этом аспекте. Хотя это совершенно естественный аспект, так происходит у всех и всегда.

Вокальная наука считает, что сила, энергия звуковой волны как раз зависят от РАЗНИЦЫ давлений под и над голосовой щелью (или под и над голосовыми связками). А энергия звуковой волны и есть основная составляющая громкости голоса. Основная, но не единственная, поскольку не менее важна частотность, спектр, о чем писал в предыдущее воскресенье.

Доказательство этого довольно простО – фальцет не бывает громким, сильным. Не сравнивайте, пожалуйста, фальцет свой с фальцетом какой-нибудь (какого-нибудь) «звездной» величины. Сравните все у себя, на своем собственном голосе. Без фальцета вы говорите и поете значительно громче, чем с ним.

Ведь при фальцете голосовая щель не закрыта полностью, а частично открыта, поэтому разница в давлениях под и над нею не так велика, как если бы она была закрыта связками «наглухо»…

Однако, кажущееся естественным действие – чтоб петь громче, сильнее выдыхай – как раз совершенно неправильно… И по нескольким причинам.

Первая – при резком и сильном выдохе на помощь истинным голосовым связкам обязательно придут ложные, находящиеся сверху истинных, причем настолько близко, что могут тереться о них. Это инстинктивный процесс, и чтобы его избежать, нужно уметь управлять ложными связками, а это не так просто. Если этого не делать, со временем получите вокальную травму вплоть до потери голоса.

Вторая – при резком и сильном выдохе мышцы, ответственные за сближение голосовых связок и их натягивание (высота ноты обеспечивается кроме всего прочего и степенью натяжения), могут не справиться с давлением. И тогда воздух прорвется «киксом», «петухом». Что именно и как именно произойдет – знают те, кто проходил обучение в EVT, в данном случае не буду останавливаться подробно.

Третья – при резком и сильном выдохе вы можете быстро лишиться воздушного запаса, который необходим на все продолжение вокальной фразы! Вспомните – для хорошего вокала не нужно много воздуха, а нужно управление своим выдохом, ПЛАВНОЕ поднятие диафрагмы.

Но неужели никогда нельзя резко и громко? Можно, конечно, но там, где это оправдано и не приведет к последующему дисбалансу всей песни… Да и то с соблюдением условий контроля ложных связок, а то ведь и звук может быть форсированным… Нужно очень четко выстраивать стратегию техники, петь – это и думать, в первую очередь, что ты делаешь в каждый момент времени, пока не закрепится, как бессознательный навык… Поэтому с первого раза хорошо спеть ту или иную новую песню не получается даже у знаменитостей. Или – далеко не всегда получается…

Усиление выдоха, или резкое повышение давления под связками принято называть «толчком воздуха». Часто такой толчок (да почти всегда) для не слишком опытного вокалиста становится фатальным – мгновенно разбалансируется все, что отвечает за звук, да и сам голос на какой-то момент времени превращается в неконтролируемый. Музыка требует петь дальше, а дальше получается какая-то фигня… Дело-то в миллисекундах… Думаю, опытные вокалисты со мной согласятся, я ведь пишу эти слова не от себя – эта мысль постоянно звучит рефреном в переписке сайта и группы.

Есть в вокале и такой термин – АТАКА ЗВУКА. Он относится к первому звуку вокальной фразы. Если фраза уже пропевается, резкие перепады воздуха в ней будут толчками, а не атаками. Атака – именно первый звук. Ну и логично (и замечено еще классикой), что от характера атаки зависит вся фраза… Кстати – в обычной речи атака, как правило, не бывает «мягкой» (зато в вокале нужна чаще именно она), здесь люди используют «твердую» и «придыхательную». И это тоже один из аспектов различия речи обычной и речи вокальной.

Так что, уважаемые вокалисты, в погоне за громкостью голоса не стоит совершать уже давно известных ошибок))) Ибо – не все то золото, что блестит. Система органов, отвечающих за голос, сложна. И ее сложность является главным «камнем преткновения» для того, кто решил сделать свой голос достойным сценических подмостков… Ведь парой советов и тремя упражнениями не решить всей палитры возможных проблем.

Просто нужно постепенно в этом разобраться и постепенно натренировать свое «внутреннее тело», подчинить своей воле.

Разработки Estill Voice в этом деле очень сильно помогают. И реально сокращают по времени процесс «подчинения».

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика