Заголовок

Вокальная травма. Антология и анализ

Не секрет, что на адрес сайта Вокальная Механика поступает много писем с вопросами разного рода. Кроме того, немало вопросов, прямо или косвенно, создает общение на созданном на основании сайта одноименном форуме, в пространствах которого мы в данный момент находимся.

В последнее время наиболее жаркие дискуссии развернулись на тему певческой опоры (правда, это тема превратилась уже в культовую или вековую) и на тему, так называемого, «расщепления». Постепенно мы рассмотрим их все. Но поскольку ни одна из этих тем не обойдется без объяснения такого важного понятия, как вокальная травма, то сегодняшний воскресный выпуск хотелось бы посвятить этому.

Итак, что такое вокальная травма и почему она возникает?

Вокальная травма – это повреждение в большей или меньшей степени источника создания звука, то есть голосовых связок.
Физически ощущается, как першение, «царапина», резь или боль в горле, усталость голоса или снижение (повышение) его обычного тона после вокальной деятельности или интенсивного разговора.Безусловно, вокальные травмы получают не только люди профессионально, то есть в интенсивном режиме, использующие свой вокальный аппарат.

Существует немало травм, которые возникают по причине гормонального дисбаланса, других проблем со здоровьем, различных болезней респираторного аппарата в целом или заболеваний желудочно-кишечного тракта, ну или даже по не известным мне причинам.Как педагог по вокалу, а не врач, рассмотрю основные травмы, связанные именно с вокальной деятельностью и конкретно проблемами вокальной техники, ни коим образом, не вторгаясь в сферу компетенции терапевтов голосового аппарата.

Итак, вокальные травмы можно выстроить по возрастанию проблемы: от раздражения, или воспаления голосовых связок до разных неблагоприятных образований в них, начиная с узлов и заканчивая полипами.

Вызываются такие травмы двумя причинами: плохой вокальной техникой - в 98% случаев и перегрузом голоса - в 2% случаев. Даже самые здоровые мышцы, работающие, как машина, имеют свой лимит работоспособности, после чего надо давать им отдых.

Зная заранее ответы педагогов по вокалу на вопрос, почему же возникает вокальная травма, я могла бы не писать данную статью, а заранее предложить господам сделать ставки на возможный ответ, и мой выигрыш был бы гарантирован.Самыми вероятными ответами будут: «Вокальная травма возникает у тех, кто: а) поет не на опоре; б) поет на связках; в) орет, как западные звезды или практикует различные приемы рок вокала».

Но я честный, и далеко не меркантильный человек, потому обладая подтвержденными научными исследованиями и иллюстрированными EVT знаниями, что ни один из этих ответов не попадает в точку, не стала делать ставки ни с кем из вас.

Начнем с того, что вокальные травмы получают далеко не только начинающие вокалисты, исполнители «сатанинского» рока или певцы-крикуны стиля госпел и R&B. Прозвучит довольно крамольно, но особенно последние две группы исполнителей прекрасно отдают себе отчет в том, что делают и их травматизм сильно преувеличен средствами массовой вокально-педагогической информации.Если поставить себе цель собирать информацию о поломах ноги, скажем, именно футболистами, то можно собрать огромное количество случаев. Если же задаться целью и собрать общую статистику, то вы без труда обнаружите, что количество бытовых травм, типа «упал-проснулся-гипс» во многом превысит переломы на футбольном поле.

Точно также и вокальные травмы, по причине отсутствия достаточной научной информации в нашей стране о природе их получения, в первую очередь, всегда связываются не с физиологией, а со слуховыми ассоциациями: «поет агрессивно- значит, наносит себе вред». Однако нет, агрессивный вокал совсем не синоним агрессивного поведения вокальных структур, а тот факт, что вокалисты поп/ рок вокала всегда поют в микрофон, только ставит плюс в защиту их вокального здоровья.Зато мало кто задумывался собрать статистику о травматизме оперных вокалистов, так как это звучит настолько же кощунственно, как собрать компромат о бывших любовных связях Папы Римского.

Однако, исполнители оперы получают вокальные травмы не только в той же степени, но даже чаще, чем исполнители других вокальных стилей. Связано это как раз с интенсивностью такого вида фонации, с неимоверными вокальными усилиями оперных вокалистов, которые, если не поддерживаются в достаточной степени физическими силами и акустическим умением, то создают непосредственный риск для профессионального источника звука, а именно, голосовых связок.

Особенно это касается российской и в целом восточно-европейской оперной вокальной школы, в которой основными вокальными достоинствами давно считаются: «покрыть стадион», оглушить слушателя и перекрыть оркестр, при этом используя как можно более «трубный глас», то есть звук, обладающий наибольшим количеством низких (и как известно, обладающих небольшой проекцией) частот.В то время как, итальянская школа всегда пропагандировала именно резонансное пение, основным принципом которого является: меньше мощи или усилия - больше резонанса, в частности тех частот, которые наиболее склонны распространяться в пространстве или, как говорят, академисты «полетный голос».

Тот факт, что оперные вокалисты поют не в микрофон, и который всегда ехидно ставится в вину вокалистам современного жанра, в данном случае играет как раз против вокального здоровья первых.

Во-первых, достаточно изучить историю оперного искусства, чтоб понять, что оперные залы не всегда были такими огромными и оркестр не всегда таким многочисленным. От этого опера раннего периода, в том числе и эпохи belcanto, отнюдь не проигрывала по качеству и эмоциональной силе опере современных лет.Если, конечно, мыслить параметрами искусства, и не ставить во главу угла, как единственно ценное качество - интенсивность фонации оперного певца, даже если при этом слушатель страдает, глядя на то, как он краснеет, синеет, выпучивает глаза, потеет, плохо произносит слова и по всем видимым признакам рискует получить инфаркт прямо на сцене.Почему-то, в целом в музыке ГРОМКО - никогда не являлось синонимом ХОРОШО. Громко играть на рояле не означает быть хорошим пианистом и т.д.

Во-вторых, человек, безусловно, способен на многое: метать молот, коня на скаку остановить, ну и при условии хорошей техники и грамотно акустически выстроенного оперного зала - и зал голосом заполнить… Однако, не будем забывать, что человек - это не циклоп-великан, и его физические возможности все же не безграничны.

Для того, чтобы метать молот, надо уметь правильно прикладывать физические усилия и одной мышечной массы недостаточно. Чтобы коня на скаку остановить - надо хотя бы знать немного особенности поведения этого коня… Все то же самое относится и к человеческому голосу.

Таким образом, существуют 2 основные группы тех, у кого возникают вокальные травмы:
1) Дилетанты: те, которым по роду службы (продавцы, учителя, руководящие работники и т.п.) или в силу привычки (болтуны) приходится много, долго и громко разговаривать в течение дня, а также вокалисты-новички.
2) Профессионалы, которые как раз уверены, что с ними такого не случится никогда, так как поют они на, так называемой, «певческой опоре», правда активно перегибая с тем, во что вкладывается данное понятие.

Так что же все-таки такое эта певческая опора? Об этом в следующем выпуске.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика