Заголовок

Каким должно быть дыхание в вокале

Тема данного воскресного приложения во многом навеяна ностальгией по уходящему лету. Но не ждите романтики, речь пойдет совсем не об этом…

Еще в период обучения в музыкальном учебном заведении Италии на факультете вокала и задолго до фатальной встречи с EVT, я обратила внимание на то, что многие вокалисты, чьи голоса звучали наиболее профессионально и которые считались красой и гордостью данного учебного заведения, в детстве профессионально занимались плаваньем.

Надо сказать, что в Италии очень популярно отдавать чадо в бассейн, причем в весьма серьезную секцию, а не просто в лягушатник для веселого барахтанья. Как факт, во взрослом возрасте умеет плавать правильно, то есть быстро, разными стилями и с выдохом в воду практически подавляющая часть итальянского населения.

Когда приходила в бассейн в первые годы моего проживания в Италии, мне было настолько стремно плавать стилем «расслабленная женщина в море», что пришлось освоить и данную науку, но об этом чуть позже.

Тогда я, как и многие думала, что такой певческий эффект связан с развитием легких, то есть с увеличением их объема. Сразу представлялось, как в процессе тренировки расширяется грудная клетка, раздуваются легкие и таковыми и остаются на всю оставшуюся жизнь, из-за чего и появляется необычайная сила голоса и способность тянуть звук долго. Да, ребята, каюсь: «И я таким же дерзким был тогда...»(с), пока судьба не привела в EVT.

Теперь же я, как и многие из вас, кто читает материалы Вокальной Механики и тем более посетил тренинги EVT знают, что:
1) можно иметь огромный объем легких и совершенно не уметь им пользоваться, опустошая весь резерв одним быстрым выдохом;
2) сила голоса никак не зависит от количества воздуха;
3) способность к постепенному выдоху связана не с объемом легких, а с силой (или развитостью) дыхательных мышц или же мышц анкеровки.

Так причем же здесь плаванье? Все очень просто: на самом деле при занятиях плаваньем развивается способность к постепенному выдоху, то есть умение его контролировать при помощи соответствующих мышц. Развивается правильная привычка не дышать глубоко, не дышать много, но задействовать мышцы, ответственные за удержание воздуха.

Пловец никогда не уходит в апноэ, то есть не задерживает дыхание, а постоянно выдыхает, только постепенно, умея контролировать выдох. Вот что написано на профессиональном сайте по плаванью по поводу выдоха:

«Дыхание должно быть равномерным и ритмичным. Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание. После того, как сделали вдох, сразу начинайте выдыхать. Это позволит удалить углекислый газ, который в противном случае будет накапливаться в организме и приведет к быстрой усталости, а возможно и головной боли после занятия. Кроме того, задержанный в легких воздух, негативно сказывается на положении тела пловца (в противовес груди опускаются ноги), что увеличивает сопротивление воды.»

Особенно меня заинтересовал вольный стиль или кроль, так как при нем вдох не делается так часто, как при брассе (к слову данным стилем я плавать уже умела и казался он мне значительно проще, как раз по причине дыхания).

При свободном стиле вдыхают очень быстро: «вдох осуществляется ртом и длится 0,3-0,5 секунды» (опять же по данным сайтаplavaem.info). А вот выдох обычно растягивают на несколько гребков, чтобы не терять скорость.

Все это я пишу с осознанием дела, так как самостоятельно осваивала свободный стиль не один год, задыхаясь, как будто тону, теряя положение тела, скорость и все удовольствие от процесса. А получаться он начал только после прохождения курса EVT, и это совсем не шутка.

Похожее состояние удушья часто настигало меня и в вокале, в конце фраз, и преследовало долгие годы обучения в, казалось бы, лучшем учебном заведении, где безусловно, было немало мастеров по обучению разным вокальным стилям. Но обучение технике вокала, увы, сводилось к классическому: «Пой на опоре - пой в маску, подключай резонаторы! Что не хватает воздуха? Плохо дышишь - не хватает опоры - дыши глубже - дыши, как шар - пой на опоре!»

Впоследствии похожие жалобы я слышала и от многих приходящих ко мне студентов, которые жаловались на то, что «дышат, как будто их топят», несмотря на то, что их «учили петь на опоре».

К слову, освоить данную непростую науку свободного стиля (кроля) я решила именно с целью развить легкие (как мне тогда казалось), научиться этой неуловимой певческой опоре (тут наши участники семинаров непременно похихикают) и получить вожделенную силу голоса.

Потому действовала я, по сути, по той же схеме, по какой учат дышать педагоги по вокалу: глубоко и побольше вдыхала и потом всеми силами старалась удержать воздух.

Эффект получался ужасающий: выдох происходил мгновенно, и я начинала задыхаться, выныривая боком головы наверх и панически хватая новую порцию воздуха с оскалом монстра из культового фильма «Челюсти». Некоторые в такие моменты всерьез опасались за мое здоровье и даже жизнь.

В конечном итоге плавать я научилась довольно неплохо (учитывая, что никто меня не учил), и произошло все с точностью до наоборот. Сначала я научилась контролировать дыхание в вокале, освоив анкеровку и поняв, как поддерживать выдох необходимыми мышцами (никогда не обращали внимания на мускулистую спину пловцов?), научилась дышать мало и не надувать живот, дозировать выдох, а потом как-то сам собой получился и кроль. И это была огромная радость в тот момент, когда о трудностях вокала я уже и думать забыла….

Уже теперь, просматривая обучающие видео по плаванью в сети, я обратила внимание на то, сколько времени уделяют тренеры по плаванью дыханию, считая это базисом и ставя на второе место работу рук и ног. И надо сказать, их объяснения куда точнее, техничнее и доходчивей тех, что мне приходилось слышать от преподавателей вокала. Ведь плаванье построено на науке, а не личных ощущениях тренера, не правда ли?

Точно также функционирует и метод EVT, в чем вы можете убедиться, посетив наши семинары.

Приходите к нам, мы научим вас контролю воздуха в вокале, а как бонус - уверена, кто-нибудь захочет освоит и кроль!!!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика