Заголовок

Разминка, распевка, вокализ... В чем разница?

Разогрев, разминка голоса? Распевка? Вокализ?

Как вы думаете, какое из перечисленных названий несет в себе наибольший смысл и удовлетворяет запросам современного вокалиста?

Для того, чтоб ответить на эти вопросы, прежде всего, следует ответить на главный: за счет чего образуется голос? Уверена, очень многие ответят, за счет дыхания. Тогда попробуйте вдохнуть и выдохнуть, голос появился? Тут кто-то добавит… совершенно справедливо, что за счет вибрации голосовых связок.

Голосовые связки представляют собой комплекс мышц: их ядром или основой является вокальная мышца, за их смыкание-размыкание также отвечает ряд мышц. Реально ли заставить весь этот механизм работать слаженно и так, как нам надо только при помощи дыхания, пусть даже и самого правильного? (К слову, всегда интересовал вопрос, что значит дышать неправильно. И если мы все дышим неправильно в реальной жизни, то почему мы до сих пор живы, здоровы, и часто даже вполне упитанны…)

Понятно, что без дыхания никакая фонация невозможна, но невозможна также и наша жизнь в целом. Тогда почему при вопросе о том, за счет чего вам удается играть в теннис, плавать, бегать или играть на рояле вряд ли кто вспомнит про дыхание, а скорей всего про мышцы и их тренировку.

Следовательно, для того, чтобы подготовить голос к последующим вокальным нагрузкам, будь то учебное занятие по вокалу или концерт, больше всего подходит название «разогрев» или «разминка».

Как справедливо замечено в одной из статей про спорт: «Пользу упражнений для разогрева мышц сложно переоценить. Ведь правильная разминка может помочь увеличить приток крови к рабочим мышцам и снизить их напряженность и скованность, что значительно уменьшит риск получения травмы».

Станет ли балерина делать красивые движения руками под музыку, чтобы подготовить мышцы ног к сложным па и прыжкам? Сможет ли штангист подготовить мышцы к жиму тяжелого веса, танцуя в качестве разминки «Танец маленьких лебедей»?

Конечно же нет. Ведь суть любой разминки состоит в том, чтобы подготовить конкретные и необходимые для данной деятельности мышцы к их последующей работе, включающей в себя, как их общую активность (с особым вниманием на те, что по каким-то причинам в данный момент работают хуже), так и их подготовку к определенным трюкам: в случае вокалиста- к вокальным приемам.

В таком случае, каким образом может разогреть мышцы вокализ, «пение или пьеса для голоса без слов, упражнение для правильной постановки голоса, заключающееся в пении мелодии, состоящей только из гласных звуков» (Викисловарь)?

Во-первых, правильная постановка голоса- довольно размытое понятие, так как то, что правильно для одного стиля, может быть категорически неправильно для другого. Потому и задачи, выдвигаемые вокальным педагогом и/или самим вокалистом, для разминки голоса будут разными.

Так, в академическом вокале действительно нужны длинные фразы, кантилена звука и его однородность, то есть те самые задачи, которые призван решить вокализ.

Единственно с чем можно не согласиться, так это с пением только на гласные звуки, ведь о важности согласных в вокале мы неоднократно говорили, в том числе и в предыдущем воскресном выпуске.

Задачи же вокалиста, практикующего современный вокал, да и то разные его стили, абсолютно другие.

Не вдаваясь в стилистические подробности можно назвать общие:
• неоднородность звука, то есть использование разных вокальностей или тембров,
• более короткие, по сравнению с академическим вокалом, фразы,
• умение часто и довольно быстро (иногда резко) менять вокальность и/или вокальный прием,
• прекрасная дикция, наиболее приближенная к разговорной.

Поэтому, как вокализ, так и всякие распевки из серии «ми-мэ-ма-мо-му» будут в данном случае, как мертвому припарка.

Справедливости ради следует добавить, что на фонацию влияют также и мышцы, ответственные за резонанс. Ведь резонаторные полости- это не статичные твердые дыры в нашей ротоглоточной структуре, а динамичные пространства, то есть меняющие форму под воздействием мышц. И эти мышцы также следует тренировать для получения желаемого вокалистом тембра или эффекта, причем каждую в отдельности.

Ну и не надо распеваться долго, изнуряя себя бесконечными и порой скучными упражнениями.

Разогрев мышцы 15-30 минут в зависимости от состояния вашего голоса: а) уже разогрет, так как к моменту занятия вы уже им пользовались, пусть даже в разговорных целях; б) совсем не разогрет, так как до последнего момента вы молчали (вероятно, спали), переходите к конкретной работе над песней. Берите отдельную ее фразу и продолжайте целенаправленно разогревать мышцы, сделав из нее упражнение на нужную вам вокальную технику и приемы. К слову в одной фразе вы можете сочетать целый набор разных приемов, что задача далеко не из легких, но зато такое упражнение может стать реальным «вокализом» для современного вокалиста.

Еще одна важная деталь: практически все говорят о разминке голоса, но мало кто об «охлаждении» или расслаблении его после занятия. Голос- это мышцы и если вы начнете думать о голосе и ваших ощущениях в этом ключе, то все станет гораздо проще. То есть вокальные мышцы такие же, как и другие, только более мелкие. Мы не можем все время только увеличивать нагрузку на них, надо обязательно давать им и отдыхать, расслабляя. Это все равно, что после спортивных занятий делать растяжку.

Об этом также совершенно справедливо говорят спортивные тренеры: «Растяжка и разминка не имеют между собой ничего общего. Растяжка обычно выполняется после тренировки и помогает расслабить мышцы, а не подготовить их к работе».

В итоге тем, кто не был на семинарах EVT, в качестве разминки можно посоветовать 4 звуковых упражнения Сета Риггса (на lip rolls и tongue trills), это лучшие упражнения из всех широко известных, по крайней мере наиболее действенные.

А «ми-ма-му» можно попеть просто для души, если уж так нравится и посетило вдохновение.

На семинарах же участники получают не только реально работающие готовые упражнения для разогрева и охлаждения всех мышц, участвующих в вокале, но также такой теоретический базис, который позволяет и самим придумывать и создавать действенные упражнения на свой вкус. Ведь, вникнув в суть механизма, человек открывает для себя простор не только для поддержания его слаженной и четкой работы, но и для его модернизации.

Приходите, всегда вам рады!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика