Заголовок

Какова роль метафор в вокальном обучении? (начало)

Сегодня хотелось бы затронуть тему, вызывающую большое количество споров, как среди педагогов по вокалу, так и среди обучающихся ему. Насколько помогают вокалисту образные выражения или какова роль метафор в вокальном обучении.

Не секрет, что по давно сложившейся традиции вокала, ссылающейся на то, что «вокалисту и вокальному педагогу сложнее, чем другим музыкантам, так как вокальный инструмент спрятан внутри нас и увидеть мы его не можем», преподавание этого прекрасного искусства происходит как бы наугад, то есть на основании личных ощущений преподавателя по вокалу и создаваемым на их основе метафор.

Вокалисту предлагают «петь в маску», «пить звук», «нюхать цветочки», делать «купол», петь выше (причем на той же самой ноте, но выше!), «стать полым, как труба», «посылать звук»: вперед, назад, к зубам, в твердое небо, в другие части тела, представлять во рту яблоко, горячее яйцо или картошку, да и еще много чего представлять, а также пугают различными абракадабрами-словами, типа ИМПЕДАНС, певческая опора, прикрытие и т.д.

Причем разные преподаватели вкладывают в данные понятия разные значения.

Вряд ли кто оспорит тот факт, что ощущения одних и тех же событий или действий у всех разные. Например, если вам холодно, то совсем не обязательно ваш друг чувствует себя также, возможно, ему кажется, что жара такая, что даже «свиньи потеют». Или у одного студента перед экзаменом дрожат коленки, у другого «волосы встают дыбом», а у третьего «мурашки по коже бегают».

При выполнении одного и того же физического упражнения по фитнесу, также каждый из нас чувствует напряжение, тонус и другие ощущения по-разному и в разных местах. Правда, там за нами наблюдает зоркое око инструктора по фитнесу и в случае чего корректирует правильность выполнения движения на основании того, что видит, а не на основании наших ощущений.

Кроме того, даже у музыкантов, которым повезло лицезреть свой инструмент, не существует одного единственного правильного способа действия. Так, меня, да и многих других, я уверена, все годы музыкальной школы учили ставить руку на фортепиано «шалашиком», то есть округлять ладонь и сидеть вровень с клавиатурой, а тот же великий Владимир Горовец садился чуть ли не под фортепиано и играл с изгибом пальцев под острым углом, да как играл!

В вокале действуют точно такие же принципы, так как вокал - это тоже физическая деятельность, и осуществляется благодаря мышцам, с той лишь только разницей, что мышцы эти гораздо меньше и деликатнее.

Потому логически напрашиваются два вывода:
• первый, ни один человек (даже такое светило, как педагог) не может научить другого своим собственным ощущениям;
• второй, не существует одного единственно правильного способа петь здоровым голосом и хорошо.

Далее, вопрос уже риторический, что такое хорошо и что такое плохо. Для кого-то «хорошо» ограничивается оперным звуком, для другого - пение однородным мощным и «жирным» звуком, для третьего - разнообразие и чередование различных красок в голосе, создающих его выразительность, подобно тому, как и в разговорном голосе мы используем разные оттенки, для четвертого и вовсе пение такими приемами, которые многие вокалом бы не назвали.

Данные эстетические понятия не имеют к вокальной технике никакого отношения, это дело стиля, а также вкуса. Если хотите мое персональное мнение: хорошо то, что не наносит вам вреда, соответствует выбранному стилю и нравится вам самим.

Итак, ощущения у всех индивидуальны, потому педагог хоть и не может научить студента своим ощущениям, но может его натолкнуть на необходимые для контроля голоса персональные ощущения.

Для этого необходимы два главных условия: педагог должен точно знать, чего он хочет, основываясь на прекрасных познаниях о строении и функционировании вокального аппарата (который не ограничивается одной диафрагмой и ротовым отверстием); и наводящих метафор должно быть великое множество, чтоб, как говорится, не мытьем, так катаньем добиться от студента желаемого результата.

Ну и, конечно, желательно, чтоб данные метафоры были не из жизни персонажей фильмов «Аватар», «Гарри Поттер» или «Властелин колец», а из реальной человеческой: то есть те действия или вещи, с которыми человек реально сталкивался в жизни. Например, представить себя «полой трубой» гораздо сложнее, чем упитанной афроамериканской певицей госпел, но обе эти метафоры по сути используются для достижения одного и того же результата.

В следующем выпуске мы продолжим разговор и более подробно рассмотрим аргументы данной животрепещущей темы.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика