Заголовок

Что такое техническая фальшь

Злободневной темой сегодняшнего дня будет ТЕХНИЧЕСКАЯ ФАЛЬШЬ. Что же это такое и так ли уж страшен тот медведь, что иногда проходится по нашим ушам?

Ну, во-первых, сразу следует уточнить, что реально страдающих диагнозом «медведь или даже слон на ухо наступил» фактически не существует.По мнению Steven Demorest, исследователя и профессора музыкального образования американского Северо-Западного Университета (Northwestern University), «…умение петь - не столько талант, сколько результат мастерства. Потому, если вам когда-нибудь говорили, что у вас нет музыкального слуха или вы не можете вести мелодию, ни в коем случае не сдавайтесь!»

Полное отсутствие музыкального слуха - это довольно редкая болезнь, называемая амузия (в переводе с греческого означает непричастность музам), выражающаяся в биологической неспособности воспринимать и соответственно исполнять музыку. Причинами амузии, как и дислексии (неспособности к овладению навыком чтения и письма) является врожденное или приобретенное поражение височных отделов коры правого полушария (у правшей), которое приводит к потере музыкального слуха.

Много вы встречали людей, от природы не способных читать и писать? Не думаю. Неспособных различать ноты и того меньше: всего-то 4% населения. Все остальные «гудошники», «медвежатники», «слонятники», «петушатники» и «козлятники»- это или люди, лишенные певческих навыков, так как ранее никогда не пели и музыке не обучались, или жертвы безграмотной вокальной педагогики.

Вряд ли кто-то из музыкантов станет отрицать тот факт, что на уроках сольфеджио в музыкальной школе и даже высшем учебном заведении все поют чисто. Но сольфеджирование номеров (коротких учебных мелодий) не является аналогом профессионального пения, так как голос там используется без проекции на публику. Иными словами, задачей обучающегося музыканта в данном случае является интонационно чистое и ритмичное исполнение мелодии себе под нос. К слову, профессиональные исполнители самодеятельной песни под гитару также довольно редко «лажают», чего нельзя сказать о профессиональных вокалистах более «громких» жанров.

Таким образом, проблемы технической фальши появляются тогда, когда возникает необходимость петь, что называется, «по-настоящему».

Техническая фальшь встречается двух видов, которые могут проявляться, как по-отдельности, так и одновременно: детонация - тенденция к занижению и дистонация - тенденция к завышению. У людей, ранее не певших, чаще встречается детонация. У тех, кого вокалу «учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» встречаются оба вида.

Причин технической фальши более, чем достаточно, но все они преодолимы, когда знаешь врага в лицо.

У ранее не певших людей, лишенных певческих навыков - это, в первую очередь, неумение наклонять щитовидный хрящ и утончать массу голосовых связок. Начинающий вокалист как бы застревает на какой-то ноте, «буксует» на ней, и все дальнейшие ноты съезжают (детонация).

У вокалистов, по которым «прошлись» отечественной академической вокальной техникой - это неподвижность гортани и/или ее удерживание в низком положении, не позволяющем дотягивать до нужной высоты ноты (детонация).

Форсаж, а именно выталкивание звука большим количеством воздуха, неумение управлять мышцами, удерживающими дыхательный поток (мышцами анкеровки) встречается как у новичков в вокале, так и у бывалых вокалистов. Может вызывать, как детонацию, так и дистонацию.

Предыдущий пункт можно дополнить и таким явлением, как зажим ложных связок, так как он является непременным его следствием.

Избыточный и неправильно создаваемый twang обычно вызывает дистонацию.Отсутствие twang - детонацию.

Неконтролируемая назализация вызывает детонацию, особенно на высоких нотах.

На последних семинарах Estill Voice Training, состоявшихся в Риме, мастер CCI обратился с речью к нам, вокальным тренерам, которая, собственно, и вдохновила меня на написание данного выпуска:
«Никогда не говорите ученику, что он «фальшивит, занижает, завышает, поет нечисто» и т.п. Преподавателю следует найти упражнения, исправляющие данные недостатки техники, а не развивать у студента сильнейшие комплексы, которые потом будет очень сложно изживать (возможно годами), и которые будут активно мешать преодолеть данную проблему. Ведь чем больше студент будет бояться «слажать», тем вероятнее он это сделает.

Такие упражнения входят в программу семинаров Estill Voice Training, которые теперь регулярно проводятся и в России. Кроме того, все участники семинаров получают и рабочую тетрадь-учебник от официального издателя Estill International для продолжения совершенствования навыков, полученных на семинарах.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика