Заголовок

О положении гортани

Старая история о положении гортани. Большинству наших постоянных участников, особенно тем, кто прошел тренинги EVT, давно понятно, что к этому фундаментальному понятию нельзя относиться однозначно. Гортань человека создана природой так, что имеет «степень свободы» для перемещения по высоте. Если, конечно, вы стоите. Ну а если лежите – то перемещение будет горизонтальным, но все же будет.

Ее положение при свободном вдохе и выдохе (без звука) принято называть нейтральным или «речевым» положением. Однако, если посмотреть на пределы, на точки, куда гортань может смещаться из этого своего спокойного положения, станет понятно, что вверх гортань может подаваться совсем не так, как вниз. Не настолько.

Речевое положение – это не середина отрезка, на котором она вообще может двигаться, это, скорее, 30% вверх и 70% вниз (относительно, конечно, просто для иллюстрации).

При этом, как только мы произносим какой-либо ГЛАСНЫЙ звук, гортань смещается относительно своего нейтрального положения. В какую сторону – зависит от того, какой звук мы производим. Это смещение настолько маленькое, что уловить его в речи могут только приборы.

Ну или те люди, которые ЗНАЮТ, что иначе звук той или иной гласной просто не возникнет. Крайние точки – И (и гортань идет вверх), и У (и гортань опускается). Не будь этого движения – не было бы отличия И от У на слух…

Очевидно, что знаменитое «речевое положение гортани», положенное в основу концепции Сэта Риггса, нужно воспринимать не как «точку» ее «стояния», а как отрезок, в пределах которого она движется при производстве гласных звуков в речи. Причем в речи американца этот отрезок может быть совершенно иным, чем в речи славянина или, например, китайца.

Пение – более серьезная штука, чем речь. Давно замечено, что если один и тот же человек говорит или поет, то его гортань смещается. Этот эффект происходит даже при простой просьбе: «А теперь спой это…» И, как правило, еще не умеющий контролировать положение гортани вокалист обязательно споет звук или ниже, или выше. Чаще ниже. А вокалистка, как правило, выше. «Установка» сознания на необходимость произвести длительный звук сразу поменяет положение гортани…

Это возникает по причине «слухового аттрактора». Начинающий вокалист уже внутри себя, неосознанно пока, определил соответствие звука понятию «вокальный». И в большинстве случаев производит тот, который наиболее отвечает его сложившимся впечатлениям. Такой эффект не всегда, конечно, бывает, «в большинстве случаев» - это статистика, есть и меньшинство, когда все ОК.

Однако управление положением гортани – первое, с чего следовало бы начинать (по моему скромному мнению, конечно). Именно в России, где наш аттрактор на «правильный вокальный звук» достаточно силен… И отличается от аттракторов иных наций и народностей.

В гортани и вне ее много того, что может управлять голосом, и чем нужно учиться управлять, если есть желание петь по-настоящему. Но чем крупнее форма, тем удобнее ощутить ее присутствие и движения. Задумайтесь!

А конкретика упражнений и практик разработана в EVT.

Иногда встречается фраза: «Чем выше поешь – тем ниже гортань!» Вот от такого вопиющего кошмара и уберегают знания того, как устроен голос, и как он работает…

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика