Заголовок

Выдох в вокале (начало)

Сегодня пришла пора поговорить о ВОКАЛЬНОМ ВЫДОХЕ. Думаю, что излишним будет повторять то, что мы не раз писали на сайте, что неоднократно обсуждали здесь, на форуме, и с чем вряд ли не согласится любой педагог по вокалу: то, что отличает вокальную фонацию от обычной в состоянии покоя (дыхание, сон) или от разговорной, и что реально имеет значение в вокале - это именно выдох.

Выдох в вокале не является естественным или произвольным, а должен быть контролируемым, так как его длительность значительно превышает первую фазу дыхания, то есть вдох. Однако, это совсем не означает, что и вдох нужно как-то модифицировать, делая его более сильным или более глубоким, то есть неестественным. Если вы думаете, что сможете набрать воздух про запас и это удлинит ваш вокальный выдох, то вы заблуждаетесь.

Контроль выдыхаемого воздуха предполагает его экономный расход. Если же вокалист надувается, как шар, набирая в себя неимоверное количество воздуха, то сил на удержание такого воздуха у него вряд ли хватит (если вокалист, конечно, не Кинг Конг), и в результате получится быстрый и далеко не экономный выдох. Наверняка многим из вас приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда педагог говорит: «Сделай хороший вдох! Дыши, дыши лучше, больше!», вы набираете огромное количество воздуха, педагог контролирует вас, держа за ребра, и говорит ОК, а потом вам его все равно не хватает до конца фразы? Может и не все, но кто-то наверняка узнает себя.

Контроль выдыхаемого воздуха осуществляется за счет мышц тела, ответственных за дыхание и тех, которыми мы можем управлять. Из них диафрагма является мышцей полууправляемой, так как ее контроль осуществляется посредством других мышц, препятствующих ее быстрому подъему при вокальном выдохе. То есть, непосредственно воздействовать на диафрагму мы не можем, равно как не можем ее натренировать, «накачать» или растянуть. Да это и не надо, так как все мы появляемся на свет с диафрагмой, гарантирующей здоровый процесс дыхания (речь, конечно, не идет о патологиях), в противном случае до увлечения вокалом вы бы просто не дожили…

Мышцы, участвующие в контроле выдоха, располагаются сзади торса, именно поэтому внимание нужно сосредоточить на них, сместив его с живота, пресса или солнечного сплетения. Спереди располагаются как раз те мышцы, которые убыстряют выдох, подталкивая диафрагму вверх, и мышцы для физического усилия. Так, каждый раз, когда человек пытается что-то поднять, перенести тяжесть, наклониться или повернуть туловище, он использует мышцы брюшного пресса, и как непосредственный источник физической силы, и как средство передачи усилия от других мышц.

Таким образом, если вы напрягаете мышцы живота, то, во-первых, форсируете выдох, во-вторых, способствуете распространению усилия с данных мышц на вышележащие, располагающиеся в районе голосовых связок, и получаете зажим. Именно к такому эффекту приводит культовое упражнение на экономное «выдувание» воздуха на шипящие звуки: «с, ш, ф» и т.п. Напрягается солнечное сплетение, данное напряжение передается вверх, сжимая ложные связки, воздух выходит экономно за счет сужения в вашей гортани, причем в самой рабочей ее части.

На шипящих звуках, возможно, вы этого усилия и не заметите, а вот при фонации, когда голосовые связки завибрируют в таком зажатом состоянии - получите сжатое «горло» и все предпосылки к вокальной травме. Более того, напряжение передней части торса снимает работу с необходимых при выдохе мышц задней части торса, так как это мышцы-антагонисты, то есть когда одни работают, другие - отдыхают. Поэтому просто закрепляется неправильный навык, от которого потом трудно будет избавиться. Убрать зажим ложных связок и «каменный пресс» сложнее, чем предотвратить их появление.

Выбирая те или иные упражнения, помните, что человек- это слаженная система, так что воздействуя на одну часть вашего тела, вы должны принимать в расчет и поведение других. Нельзя тренировать выдох, забыв при этом то, куда этот выдох потом попадет - то есть гортань.

Именно по этой причине, система тренировки голоса Estill Voice Training и выработала такие упражнения, которые предусматривают независимый контроль каждой, отдельно взятой структуры. И сделано это было не по наитию отдельного вокального педагога, а в результате глубоких научных исследований целой группы ученых, которые и по сей день не стоят на месте.

В следующий раз мы продолжим разговор о вокальном выдохе, так как тема эта не только животрепещущая, но и обширная.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика